Site icon Пресса в образовании

Питер – Москва. По волнам орфоэпических норм Российских столиц

Питер – Москва. По волнам орфоэпических норм Российских столиц

«Одинаков ли везде русский язык? Россия – огромная страна, и в систему русского языка входит множество говоров и диалектов. К сожалению, в рамках учебника мы не всегда в должном объеме имеем возможность изучить территориальный компонент в формировании особенностей определенного говора…», — так открывает Урок с газетой молодой и перспективный педагог, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1512 Карнавина Татьяна Сергеевна. Публикация проекта «Пресса в образовании» от 5 ноября 2019 года «Гласные звуки…» стала самым настоящим пропуском в путешествие во времени!

На этот раз публикация проекта «Пресса в образовании» об изменениях русской фонетики служит отправной точкой настоящего фонетического исследования, которое совершают учитель и его воспитанники. Что такое диалект и каковы его принципы? Что лежит в основе происходящих изменений? Быстрый блиц-опрос в начале урока как введение в тему на пороге увлекательного путешествия. Увлеченная и живущая филологией, Татьяна смело решает сместить акценты, расширить границы публикации, предлагая ребятам на время урока примерить на себя роль исследователей от филологии, задача которых на ближайшие сорок пять минут – сравнить орфоэпические и фонетические нормы двух величайших городов России. И пусть сегодня многие особенности нивелируются, и мы приходим в итоге к некоему усредненному произношению – отличия были и будут, пусть и проявляясь не столь выразительно, как во времена Тургенева или Чехова.

Парты сдвинуты для групповой работы (мозговой штурм – проверенная успешная практика!), газеты раскрыты на нужной странице, но прежде чем приступить к изучению статьи, ребята получают специальные карточки-таблицы: «Нормы Петербуржского и Московского произношения». Произнесение безударного «Е», произнесение «Г», зубных согласных, постфикса «СЯ» и «СЬ», а также многое другое – ребятам предстоит провести сравнительную характеристику особенностей исконного произношения российских столиц.

Учитель берет на себя задачу познакомить шестиклассников с нормами города на Неве. Кропотливо и аккуратно заполняются все пункты, и когда эта часть работы завершена, наступает черед публикации. Московская «половинка» заполняется самостоятельно, путем детального изучения материала статьи: мало вписать нормы, но нужно найти примеры. Оживленно проходит это занятие, учитель рассказывает о старых фильмах, мультипликационных лентах, звучат записи на смартфонах…

Самое время проверить полученные знания на практике, и почему бы не провести эту работу в формате соревнования? «Питер-Москва!» — учитель распределяет роли командам. Сегодня мы еще и стихи зачитаем, и споем!

«Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна», а что тем временем царь? «Подожди-дожди-дожди, я оставил любовь позади, и теперь у меня впереди дожди…» Эх, бедная царица… «Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, снег валится на поля, вся белешенька земля…» С юмором и остроумием подобранное попурри из отрывков известных произведений предстоит спеть и продекламировать с учетом особенностей петербуржского и московского произношения. Вот такая форма контроля точно всем по душе, а заодно, мы еще и открываем новые таланты!

Есть уроки, когда звонок звенит неожиданно и рано. Таким был и этот урок, и ребята, наслышанные о проекте, хоть и участвующие в нем впервые, попросили, чтобы записали их комментарии.

«Мне очень понравилось работать с газетой, а не со скучным учебником, к тому же учитель объясняет то, чего нет в школьной программе», — с восторгом высказывается ученица 6 класса «А» Чистякова Ксения. С Ксений абсолютно солидарен ее одноклассник Шацкий Даниил, назвавший этот урок «интереснейшим», ведь, по словам мальчика, так познавательно взять в руки газету именно тем, кто, как и Даня, увлекается культурой и историей. «В нашей практике это был первый урок с газетой, — решил подвести итог Павловский Матвей, — и лично я надеюсь, что не последний!»

«Урок с газетой – действительно интересный проект, позволяющий по-новому посмотреть на традиционный урок, — комментирует Татьяна Карнавина. – Дети максимально вовлечены в учебный процесс. В игровой форме у них получилось самостоятельно решить поставленные задачи урока и закрепить материал. Сегодня дети «раскрасили» литературный язык. Урок с газетой действительно эффективен, поскольку язык – это живая динамическая система, а не строго узаконенный свод правил, каким его хочет представить учебник».

Автор статьи и фото руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512

Кобылинская Мария Анатольевна