Site icon Пресса в образовании

Проект «Пресса в образовании» в гимназии РУТ (МИИТ)

Проект «Пресса в образовании» в гимназии РУТ (МИИТ)

Фото: Гимназия РУТ (МИИТ). Урок русского языка с газетой "Пресса в образовании

Ещё одну страницу успешной инициативы «Вечерней Москвы» перевернули на открытом уроке в Гимназии РУТ (МИИТ).

Жизнеспособность и востребованность проекта «Пресса в образовании» доказана уже давно. Нам же с ребятами удалось по-новому использовать разнопрофильный и многогранный материал, представленный в последних выпусках.

Являясь структурным звеном такого мощного образовательного кластера,  гимназия ориентирует свою деятельность на Российский университет  транспорта, а он, как известно, ориентирован на транспортную отрасль, на инженерное образование, на техническое и технологическое развитие школьников. Продвижение и поддержание в этих условиях гуманитарной области оказывается необходимым  делом, ведь все силы брошены на реализацию социального заказа! При этом мы все хотим видеть грамотных специалистов в любой отрасли, свободно излагающих свою позицию, умело оппонирующих, продвигающих свежие идеи. Коллеги-гуманитарии, оказавшиеся в подобных условиях, находят выход – все мы профессионалы и результат в виде высокого балла по русскому языку хочется иметь и «технарю», и «гуманитарию». Но как разнообразить и оживить уроки русского языка, литературы, используя то, что под рукой?

Заведующая кафедрой
гуманитарных дисциплин гимназии РУТ (МИИТ)
Екатерина Сенчакова

Стилистика… Один из интереснейших разделов языка, постоянно требующий материала для анализа, постоянно запрашивающий тренинги и практикумы. Сколько отобрано фрагментов, статей, очерков, чтобы насытить урок стилистическими тонкостями, помочь школьнику развить чувство языка и стиля… Ведь последнее должно быть не только в одежде! Как раз на этапе подготовки к одному из таких уроков я обратилась за помощью к проекту «Пресса в образовании». Здесь в одном выпуске нашёлся материал необходимый мне и интересный ребятам. На удивление быстро были найдены в формате этого проекта точки пересечения моих учительских планов на исследование стилистики и юношеского интереса к тому наполнению, которое представила «Пресса в образовании». Мы в роли исследователей текста смогли подняться над детализацией и проследить движение материала, способы организации пространства газетного разворота, особое размещение тематических колонок, сформулировали возможные принципы отбора материала. Опираясь на анализ содержания и размещения информации, ребята стали моделировать собственную приоритетность расположения. И вот в этот момент, пожалуй, я поняла, что ещё не успевший закончиться урок уже удался. Согласитесь, мы отвыкли чувствовать запах свежей типографской краски по утрам, бросая взгляд на передовицу, редкий ребёнок видит развёрнутый газетный лист в руках родителей даже в выходные дни, поэтому неподдельный интерес ребят к «живому» печатному изданию стал новым миром, в котором, как они узнали, есть свои законы, принципы, находки, неожиданности и провокации. Поспешу вас заверить, что в этом нет ностальгии, ведь мы успешно «обработали» и электронную  версию газеты. В равной степени оказались востребованными и печатный, и электронный формат. Но, скажу честно, печатная версия вызвала все-таки особые эмоции!  А вот  на интерактивной панели в классе, где открыта была Вечёрка,  за считанные секунды юношеские пальцы нашли нужные рубрики, необходимую информацию, так как электронный формат – это уже привычная версия познания мира для наших детей.

Удачное соединение традиций и современных запросов в проекте «Пресса в образовании» стало для меня почвой активного педагогического экспериментирования, но так повезло не только мне и филологам. Посмотрите в рубрики проекта,  уважаемые предметники! И ваши уроки приобретут отличный материал для наблюдений, он будет живой, актуальный и повернёт академическую науку к нашему юношеству. Кроме этого, мы с коллегами решили использовать материалы газеты для отработки метапредметных умений в рамках подготовки к обязательным диагностикам: здесь есть материал, используя который, легко проверить функциональную грамотность. Рассказать  хочется о многом, но не буду лишать вас возможности сделать свои открытия и обнаружить интересные находки совместно с проектом «Пресса в образовании».