Ещё одну страницу успешной инициативы «Вечерней Москвы» перевернули на открытом уроке в Гимназии РУТ (МИИТ).
Жизнеспособность и востребованность проекта «Пресса в образовании» доказана уже давно. Нам же с ребятами удалось по-новому использовать разнопрофильный и многогранный материал, представленный в последних выпусках.
Являясь структурным звеном такого мощного образовательного кластера, гимназия ориентирует свою деятельность на Российский университет транспорта, а он, как известно, ориентирован на транспортную отрасль, на инженерное образование, на техническое и технологическое развитие школьников. Продвижение и поддержание в этих условиях гуманитарной области оказывается необходимым делом, ведь все силы брошены на реализацию социального заказа! При этом мы все хотим видеть грамотных специалистов в любой отрасли, свободно излагающих свою позицию, умело оппонирующих, продвигающих свежие идеи. Коллеги-гуманитарии, оказавшиеся в подобных условиях, находят выход – все мы профессионалы и результат в виде высокого балла по русскому языку хочется иметь и «технарю», и «гуманитарию». Но как разнообразить и оживить уроки русского языка, литературы, используя то, что под рукой?
Стилистика… Один из интереснейших разделов языка, постоянно требующий материала для анализа, постоянно запрашивающий тренинги и практикумы. Сколько отобрано фрагментов, статей, очерков, чтобы насытить урок стилистическими тонкостями, помочь школьнику развить чувство языка и стиля… Ведь последнее должно быть не только в одежде! Как раз на этапе подготовки к одному из таких уроков я обратилась за помощью к проекту «Пресса в образовании». Здесь в одном выпуске нашёлся материал необходимый мне и интересный ребятам. На удивление быстро были найдены в формате этого проекта точки пересечения моих учительских планов на исследование стилистики и юношеского интереса к тому наполнению, которое представила «Пресса в образовании». Мы в роли исследователей текста смогли подняться над детализацией и проследить движение материала, способы организации пространства газетного разворота, особое размещение тематических колонок, сформулировали возможные принципы отбора материала. Опираясь на анализ содержания и размещения информации, ребята стали моделировать собственную приоритетность расположения. И вот в этот момент, пожалуй, я поняла, что ещё не успевший закончиться урок уже удался. Согласитесь, мы отвыкли чувствовать запах свежей типографской краски по утрам, бросая взгляд на передовицу, редкий ребёнок видит развёрнутый газетный лист в руках родителей даже в выходные дни, поэтому неподдельный интерес ребят к «живому» печатному изданию стал новым миром, в котором, как они узнали, есть свои законы, принципы, находки, неожиданности и провокации. Поспешу вас заверить, что в этом нет ностальгии, ведь мы успешно «обработали» и электронную версию газеты. В равной степени оказались востребованными и печатный, и электронный формат. Но, скажу честно, печатная версия вызвала все-таки особые эмоции! А вот на интерактивной панели в классе, где открыта была Вечёрка, за считанные секунды юношеские пальцы нашли нужные рубрики, необходимую информацию, так как электронный формат – это уже привычная версия познания мира для наших детей.
Удачное соединение традиций и современных запросов в проекте «Пресса в образовании» стало для меня почвой активного педагогического экспериментирования, но так повезло не только мне и филологам. Посмотрите в рубрики проекта, уважаемые предметники! И ваши уроки приобретут отличный материал для наблюдений, он будет живой, актуальный и повернёт академическую науку к нашему юношеству. Кроме этого, мы с коллегами решили использовать материалы газеты для отработки метапредметных умений в рамках подготовки к обязательным диагностикам: здесь есть материал, используя который, легко проверить функциональную грамотность. Рассказать хочется о многом, но не буду лишать вас возможности сделать свои открытия и обнаружить интересные находки совместно с проектом «Пресса в образовании».