В школе № 904 состоялся первый Урок с газетой «Пресса в образовании». Его провела в 11 В классе учитель истории и обществознания Елена Николаевна Казюка. Вдохновившись статьей «Мастер света Архип Куинджи страдал от недоверия людей и их подозрений» в рубрике «Иди и смотри», Елена Николаевна решила поговорить со своими учениками о роли талантливых людей в жизни общества, их предназначении, о том, как непросто складываются судьбы выдающихся людей.
Появление газеты «Пресса в образовании» на партах одиннадцатиклассники встретили удивленным гулом. Раздались возгласы:
– Мы что? Будем читать га-зе-ту?
– А почему нет? – спросила Елена Николаевна.
– Ну их же только бабушки и дедушки читают! – ответил за всех Максим Паркаев. – Все остальные всё в Интернете прочесть могут!
– В этот момент мне стало понятно, что запланированный ход урока следует изменить, – рассказала учитель после занятия. – Ведь сегодня это действительно актуальный вопрос: выживет ли печатная книга, сохранится ли бумажная газета, или их уже в ближайшие годы заменят электронные источники? Мы поговорили об этом с ребятами. Кто-то согласился со мной, что печатная форма газеты имеет свои преимущества перед ее электронным вариантом, кто-то остался уверен в том, что прессу удобнее читать, зайдя на сайт СМИ.
Чтобы дать возможность ученикам подольше поработать с бумажным, «живым» вариантом издания Елена Николаевна подробно обсудила с одиннадцатиклассниками статью об открытии выставки Архипа Кунджи. Ребята рассмотрели детали репродукции картины «Березовая роща», ответили на вопросы учителя о композиции картины, ее красках, о невероятной способности художника к передаче света.
Рената Куприянова и Алина Данькова подготовили к уроку презентацию о биографии этого талантливого художника. Девушки рассказали о том, как велико было стремление молодого Архипа Куинджи научиться рисовать, о том, как быстро пришел к нему успех и о невероятном решении мастера в зените славы «уйти со сцены», больше не выставляться и жить затворником. Почти тридцать лет Куинжди был верен своему решению, изменив ему только однажды – в начале 1900-ых годов.
Обсуждая с Еленой Николаевной взаимоотношения творца и общества, одиннадцатиклассники сошлись во мнении, что гений всегда будет страдать от ограниченности, недальновидности общества, в котором всегда найдутся невежды, готовые осуждать. По мнению ребят, Архип Иванович сделал правильно, удалившись от мира. Этим он избавил себя от многих страданий.
– Меня поразило, что Куинжди, которому было, видимо, за что обидеться на людей, был таким щедрым человеком, – поделился впечатлением от урока Андрей Лунякин. – Он Академии художеств подарил 100000 рублей. И крымское имение отдал объединению художников. Он бескорыстно помогал людям.
В конце урока ребята пришли к выводу, что удалившись от «мира» – то есть от общества, художник не отстранился от мира людей: он общался с выдающимися художниками своего времени, с обычными людьми, преподавал в Академии художеств и умер на руках своих учеников, которых успел созвать к моменту кончины. Это неплохой выбор для творца, решили одиннадцатиклассники. Путь решения конфликта между гением и обществом.
Завершая урок, Елена Николаевна спросила Максима Лунякина:
– Максим, мы, кажется, не бабушки и не дедушки, а неплохо газету почитали, а?
– Олично вообще! – засмеялся юноша.