Site icon Пресса в образовании

Урок по профилю. Исторический урок с газетой у кадет Школы 1512

Для кадет ГБОУ Школа № 1512 первая после октябрьских каникул неделя почетная и неожиданно познавательная. Почетная – потому что на днях нашим ребятам торжественно вручили Знаки участников Парада кадет «Не прервется связь поколений», состоявшегося 6 мая на Поклонной горе, а познавательная – потому что благодаря газете ребята вновь обратились к страницам родной истории, традиционно открывая для себя то, что не написано в учебниках. 16 октября 2019 года в 7 кадетском классе состоялся Урок с газетой по материалам публикации, посвященной мифам и правде о татаро-монгольском иге на Руси. Урок провела учитель истории и руководитель Школьного музея Гробова Алена Викторовна.

Вспомнить материал уже изученный и сделать это… познавательно, открывая совершенно новые факты об известных событиях – вот такую задачу поставила для Урока Гробова Алена. Известно, что для кадетского класса предмет истории является элементом профильного обучения, поэтому материал пришелся как никогда кстати, и ребята с радостью откликнулись на идею на сорок пять минут отложить в сторону школьную программу Всеобщей истории, чтобы вновь вернуться к русским событиям.

Богатая иллюстрациями, датами, цифрами статья сразу стала предметом исследования. Заголовок мифа – общеизвестный факт, а за ним – реальная историческая картина, и кто после этого скажет: «Мы это проходили»? На этот раз педагог решила не делить класс на группы, но предпочла коллективную работу, мозговой штурм, совместную дискуссию, в ходе которой кадеты не просто читали, анализировали данные, но и давали оценку событиям.

«История никогда не бывает однозначна, – обращается к классу учитель. – Вам кажется, вы знаете все, но открывая для себя истинную картину определенного отрезка времени, вы понимаете, что до сих пор знали лишь одну сторону медали».

Поисковое чтение и последующий за ним анализ помогают собрать воедино элементы мозаики, чтобы перед глазами начала вырисовываться истина. Она может быть ошеломляющей, но на то она и историческая. Ребята удивлены, констатируя факты: именно под опекой монголов православная церковь обрела основы своего могущества, именно в дни «стояния» на Угре впервые использовалась полевая артиллерия, а почтовая служба, статистика и таможни – это тоже, оказывается, наследие Орды! А 1,5 тонны серебра в качестве уплаты в сравнении с 12 тоннами, выплачиваемыми Китаем?

«Редкий материал позволяет представить объективную картину, – комментирует публикацию Гробова Алена. – А ведь это основное и главное требование к учебному контенту. Мне хочется верить, что публикации именно такого характера способны зародить у подростков доверие к газете».

Урок не ограничивается просто обсуждением. В завершении ребята получают карточки: даты, цифры, географические названия… И тут уже просыпается дух соревнования. Все это мы уже видели сегодня в статье! Настает момент подведения итогов: что запомнили? Кто быстрее дает свой краткий, но емкий комментарий по каждому пункту?

Затронув тему доверия к газете, учитель словно предугадал оценки детей. «Поскольку история является нашим профильным предметом, – делится впечатлениями ученица 7 кадетского класса Анна Давтян, – было очень круто разнообразить наш курс таким уроком, и так как мы не поколение наших бабушек, дедушек и даже родителей, и в обычной жизни газет не читаем, то за такой урок особая благодарность. Спасибо редакции и школе, что предоставляют нам такую возможность!» А на вопрос о том, какие бы еще исторические уроки хотелось увидеть на страницах «Прессы в образовании», Михаил Лавров добавил, что не в обиду прочим странам, но читать бы больше о России!

Мы уверены, что пожелание кадета будет исполнено, и рубрика «Открытый урок» подарит нам много новых познавательных материалов!