В ноябре прошлого года по всей стране отмечался двухсотлетний юбилей русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В московской школе N 1239 этой дате был посвящен ряд мероприятий, одним из которых стал урок с использованием приложения «Пресса в образовании».
Работа с приложением проводилась в 8 классе. Непривычная атмосфера (газета не часто бывает в руках школьников), шелест страниц, особенный запах свежей бумаги и полиграфической краски – все это настраивало на встречу с чем-то новым, необычным. И хотя с биографией и творчеством Тургенева восьмиклассники уже были знакомы в рамках образовательной программы («Муму», «Бежин луг», «Бирюк», «Русский язык» и др.), сведения о писателе, опубликованные в «Вечерней Москве», стали тем материалом, который вызвал у детей живой интерес и позволил посмотреть на Тургенева не только как на классика русской литературы, но и как на обычного человека, которому не чужды переживания, страсти, ошибки. Это и пожар во время заграничного путешествия, и размолвка с матерью, и роковая встреча с Полиной Виардо, и отношение Тургенева к дочери. Такое открытие в выдающемся мастере слова «человечного», «приземленного» не упростило образ великого русского писателя, не представило его с отрицательной стороны. Скорее, оно приблизило, сделало «живым», понятным современным школьникам. Этому способствовал и иллюстративный материал — фотографии предметов, которых могла касаться рука Тургенева, медальон с портретом матери писателя, портрет Полины Виардо. Ребята рассматривали изображения, пытались в этих женских лицах увидеть соответствие своим представлениям, возможно, найти объяснение непростым отношениям между сыном и матерью, понять, какой тайной обладала любимая женщина выдающегося мастера слова, заставлявшая его так страдать и так любить!
Удивительно, но московских школьников, имеющих возможность посещать Дом-музей Тургенева на Остоженке и даже бывших в нем, особенно заинтересовала заочная экскурсия по архитектурно-музейному комплексу с подробным объяснением, как устроено здание, какие деревья высажены на приусадебной территории, что появится здесь в скором времени. Хочется выразить благодарность авторам статьи Александру Лосото, Илье Юдину, Дмитрию Тышкивскому за проведенную параллель между прошлым, настоящим и будущем: на макете современного музейного комплекса отмечено, как связаны с именем русского писателя каштаны из немецкого Баден-Бадена, ясени из пригорода Парижа — Буживаля, какое отношение к творчествуТургенева имеют живые беседки из сирени и акаций, почему рядом с домом появятся клумбы с нарциссами, тюльпанами и розами.
Рассказ о московском музее дополнила информация о приобретенном редком экспонате – фарфоровой вазе для фруктов, переданной потомками одой из наследниц Тургенева. Казалось бы, незачительный факт, но о скольком он говорит! Обратив внимание детей на слова «потомки приняли решение передать вазу в московский музей», учитель вместе с авторами заметки привел детей к размышлению о нравственной ценности этого поступка, об исторической памяти и ответственности перед следующими поколениями.
Статья «Музей-дача посреди елового леса» продолжила путешествие по тургеневским местам, перенеся воображение школьников во Францию. Информация о том, как создавался музей в Буживале, какое значение этот культурный объект имеет сегодня, не могла не вызвать у ребят чувство национальной гордости, но вместе с этим и заставила задуматься над словами создателя музея Александра Звигильского. На вопрос журналиста, посещают ли русские туристы Ясени, он, выразив сожаление, ответил отрицательно и заметил, что французы не способны в полной мере оценить значение Тургенева для русской и мировой культуры, в отличие от русских. Эти завершающие урок слова подчеркнули степень важности творческого наследия всемирно известного писателя для нашей культуры и для каждого из нас в дне сегодняшнем.