Site icon Пресса в образовании

Знакомство с газетой. Постигаем тонкости жизни пернатых на метапредметном Уроке с газетой в Школе 1512

Знакомство с газетой. Постигаем тонкости жизни пернатых на метапредметном Уроке с газетой в Школе 1512

18 января – и… что называется, дождались, ура! И даже холода (а если верить синоптикам, сегодня был самый холодный день за последние четыре года) нам не помеха. Вновь плечом к плечу за партами, кто-то – после затянувшихся каникул, кто-то – после долгих месяцев дистанционного обучения, и разве может хоть что-то сравниться с радостью непосредственного общения, шелестом бумаги на партах и открытым взглядом глаза в глаза?

Кстати, холодный день нам как нельзя к месту. Урок начинается с того, что мои пятиклассники, как обычно, глянув в окно, сообщают, что «Il fait froid, il neige, et le gel pique le nez», ведь сегодня в 5 классе  первым по расписанию урок французского. Первый по расписанию, первый после каникул в начале нового календарного года и первый в истории любимой подгруппы метапредметный Урок с газетой по материалам проекта «Пресса в образовании», посвященным экологии.

Все мы, педагоги, кто регулярно проводит Уроки с газетой в школе, привыкли к тому, что в проекте задействованы в основном седьмые, восьмые, девятые, редко – шестые классы, и я не исключение. Пятиклассников привлекла впервые и не ошиблась. И не только потому что тема самая что ни на есть подходящая для их возраста (а говорили мы сегодня о птицах, остающихся зимовать в нашем регионе) – поверьте, стоило увидеть, как бережно и аккуратно дети раскрывали перед собой газеты, перелистывая страницу за страницей. Не ошибусь, если скажу, что большинство впервые взяли газету в руки, и я несказанно рада тому факту, что именно таким получилось это знакомство. Я спокойна – текст и картинка в наилучшем сочетании друг с другом! Дети довольны. Не оттого ли яркие фломастеры замерли в ладошках – птиц надо искать, но как на этих самых птиц не заглядеться?

Каждый раз, проводя Урок с газетой, ловлю себя на мысли о том, как мне легко работать с содержанием публикаций, вот и на этот раз вывожу в фотогалерею калейдоскоп пернатых, шутка ли дело – более двух десятков упомянуто в статье! И всех нужно найти в тексте, а потом узнать «в лицо» на экране! Дети любят работать в парах, в минигруппах, когда игровой и соревновательный компоненты урока подстегивают активность – каждому хочется стать первым! Однако на знакомстве с «птичьей фауной» задания Урока не исчерпаны: пятиклассники делят птиц на группы – кто прилетает, кто улетает от нас на зиму, а кого мы можем увидеть в лесах круглый год. Мы проговорили, для чего вообще происходят эти миграции, плавно переводя разговор в русло практической ценности урока – ребята узнали, чем можно, а чем запрещено подкармливать птиц, чтобы помочь, а не навредить братьям нашим меньшим.

И как же быстро бежали стрелки часов, приближая наш первый Урок к завершению, а ребятам все было мало – каждому хотелось сказать, как он помогает природе в дни, когда «Il fait si froid dans la rue», и обсудить «Le menu dhiver des oiseaux» (к слову сказать, хороший повод помимо «метеовыражений» повторить неплохую лексику – «хлеб», «зернышки» да «ягодки»).

«Да, хотим еще!» — дружно подхватила мои ученики, когда об Уроке решили высказаться «делегаты» от группы Котловская Вика и Зверкова Алиса. «Нам очень понравилось работать с газетой, выделять что-то в тексте, работать в парах… Мы узнали много нового, если мы и слышали раньше названия некоторых птиц, то только сегодня увидели их в презентации».

Газеты разошлись по портфелям. А с ребятами мы договорились, что как только редакция проекта «Пресса в образовании» подарит нам «Открытый урок», который мы сможем «примерить на себя» — то он точно будет наш!

Материалы для урока:

Презентация

Словарь