Участники «Клуба учителей» в очередной раз встретились в редакции газеты «Вечерняя Москва». В этот раз столичные педагоги обсудили, как помочь ребенку определиться с будущей профессией

Важно выбрать профессию мечты

  • Маргарита Мартовская
  • 6.12.2021

В редакции газеты «Вечерняя Москва» прошло очередное заседание «Клуба учителей». Столичные преподаватели обсудили, как помочь школьникам определиться с будущей профессией.

По мнению столичных школьников, видеоопрос которых по традиции показали в начале собрания, идеальная работа — это наличие свободного графика, хорошей зарплаты, творческой направленности и отсутствие необходимости сидеть в офисе. Ролики показывают, что непривязанность к месту, креативность и нефиксированные часы — самые частые критерии при выборе профессии у современных подростков. Директор департамента регулярных и синдикативных исследований глобальной исследовательской компании IPSOS (Россия) Марина Лучина рассказала и о других отличительных особенностях молодежи.

— Поколение Z — это люди, рожденные с 1996 по 2010 год. Сейчас они составляют 25 процентов населения Земли и 75 процентов рынка труда будущего. Однажды они будут вносить огромный вклад в экономику. Поэтому сейчас нам крайне важно помочь им определиться с профессией, — отметила Марина Лучина.

По ее словам, 57 процентов людей в этом возрасте хотят осваивать творческие профессии — блогерство, фотографию, киберспорт, стиль, литературу. Для молодежи также характерна работа в стартапах и на фрилансе, за последний год доля таких работников выросла более чем на 30 процентов.

— Наш опрос показал, что представители этого поколения доверяют учителям. Педагоги для них — советники, которые играют большую роль в выборе профессии, — говорит Лучина.

Руководитель проекта «Определись с будущим» Дмитрий Петров отметил, что современным школьникам уже сейчас нужно развивать надпрофессиональные навыки — эмоциональный интеллект, компьютерную грамотность, работу в команде. В ближайшем будущем это станет важным фактором при выборе специалистов.

— Родители играют огромную роль в становлении ребенка, но они не всегда могут уследить за современными трендами. К тому же, по нашим данным, многие родители, воспитанные в советское время, считают, что неправильно выбранная профессия — это не страшно. Главное, чтобы ребенок зарабатывал деньги, — говорит Петров.

Из-за такой установки ребенок тратит 5–7 лет на образование, которое ему неинтересно. Во время учебы у подростка нет мотивации развиваться в профессии, что нередко приводит к низкой самооценке, стрессам. Потом такие люди не будут эффективны на рабочем месте. Поэтому оптимальным вариантом будет отправить ребенка на курсы профориентации, где он сможет посоветоваться с профессионалами.

Преподаватель спецдисциплин образовательного комплекса «Юго-Запад» Ольга Шамшеева отметила, что, несмотря на интерес к цифровым технологиям и творчеству, детей до сих пор интересуют рабочие профессии.

— Электрики, сварщики, специалисты по техническому обслуживанию, автомеханики — такие профессии сейчас популяризируются и очень востребованы на рынке труда, — говорит Шамшеева. — На базе нашего центра мы организуем бесплатные инженерные курсы, к нам из разных школ приходит множество ребят, что говорит об интересе к прикладным профессиям.

Потом наши выпускники становятся победителями конкурса WorldSkills Russia, поступают в вузы и колледжи по соответствующему профилю. По мнению Шамшеевой, даже если ребенок не свяжет свою жизнь с рабочей профессией, навыки, приобретенные на таких курсах, обязательно пригодятся ему в жизни.

Чтобы сделать технические специальности еще более привлекательными, учебные заведения должны уделять больше внимания прикладным предметам, говорит учитель технологии и изобразительного искусства школы № 1512 Ольга Шевакова.

— Нельзя сокращать количество уроков технологии в учебном плане. Нужно, чтобы школьники посещали заводы и предприятия, как это было раньше, привлекать ребят к конкурсам профессионального мастерства. И, конечно, с помощью информационных ресурсов бороться со стереотипами, что рабочие профессии — это низкооплачиваемый непрестижный труд. Это давно уже не так, — уверена Шевакова.

Кроме того, на встрече выступили методист Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Сергей Пестич и начальник отдела финансовой грамотности ГМЦ Ольга Милова. Специалисты отметили, что детям важно знать основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности со школы.

— Сейчас у ребят много возможностей попробовать себя в различных профессиональных сферах. В столице активно развиваются проекты предпрофессионального образования, а школа помогает молодым людям выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Так ребята быстрее определятся со своей будущей деятельность, — отметила Милова.

МЕЖДУ ТЕМ

По данным Департамента образования и науки Москвы, в столице работает 130 тысяч кружков и секций для детей, действующих на базе школ, колледжей, вузов, музеев, театров, парков и частных компаний. В них обучаются более миллиона юных москвичей. Причем 360 тысяч из них выбрали технические направления, свыше 500 тысяч школьников посещают естественно-научные курсы. Также есть спортивные, художественные, краеведческие, социально-гуманитарные курсы. Дети учатся творчеству, программированию, робототехнике, съемке видеороликов. Благодаря таким курсам дети и подростки могут определиться с будущей профессией. Записать ребенка в кружок или секцию можно онлайн на портале mos.ru. Там можно выбрать удобный район, станцию метро, направление.

Рекомендации