Участники «Клуба учителей» в медиацентре «Вечерней Москвы» на открытии нового сезона проекта. Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху

  • Кирилл Янишевский
  • 30.09.2019

24 сентября состоялось открытие нового сезона «Клуба учителей», где педагоги московских школ регулярно собираются для обсуждения насущных идей и обмена опытом.

Темой для обсуждения на новой встрече педагогов стали ремесла и ремесленничество. Несмотря на повсеместную информатизацию, народное творчество не только пользуется популярностью, но и становится все более актуальным. Поделки и украшения в стиле handmade, одежда, мебель, сделанная своими руками, да и просто открытки, дизайн которых придумал и выполнил лично даритель, считаются лучшим подарком. Потому что несут не только отпечаток личности и тепло рук человека, но и становятся уникальным украшением интерьера.

Популярны эти тенденции не только у взрослых, но и в среде современных школьников.

Поэтому в первую очередь было решено спросить мнение ребят из школы юнкоров «Вечерней Москвы», которые специально для этого записали небольшие ролики, в которых рассказали о своем отношении к ремеслам и урокам технологии в школах, где ребят обучают шитью, готовке и другим полезным в жизни вещам.

Молодые корреспонденты считают, что такие уроки полезны, так как развивают фантазию и кругозор, учат усидчивости и дисциплине. А народные ремесла еще помогают глубже изучить культурные традиции России. Но некоторые уверены, что это скорее баловство, ведь большинство таких занятий выветривается из головы сразу после выхода из класса и не дает реальных, полезных навыков для повседневной жизни.

— У детей такое диаметрально противоположное мнение по этой теме, на мой взгляд, возникло потому, что существует гигантская путаница между рукоделием, ремеслами и народно-художественными промыслами. Такой хаос в голове — это некоторая недоработка, им не дали понимания, что есть что, — сказала президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии Ирина Егорова. — Современные ремесла — это не поделки и не домашнее рукоделие, а традиционный способ производства товаров. У нас в школьной программе слишком мало времени уделено этому предмету, тогда как во всем мире сейчас очевиден тренд, что такие искусства являются главным ресурсом для развития навыков человека XXI века. Ведь так дети учатся работать сообща, развивая критическое и креативное мышление.

Естественно, беседа о народном промысле не остановилась только на обсуждении предмета. Чтобы учителя сами могли понять, насколько интересным и полезным может быть это занятие, мастер центра традиционного искусства и ремесел «Славич» Надежда Холмоговорова предложила собравшимся самим создать изделие из лыка. Под руководством опытного преподавателя педагоги смогли за короткое время освоить основы плетения и создать традиционную куколку с длинной косой.

Пока гости медиацентра «Вечерней Москвы» увлеченно вязали лыко, было решено спросить присутствующих о том, как дела с уроками рукоделия обстоят в разных школах столицы. Выяснилось, что ряд школ активно развивают это направление. Например, в школе № 293 имени Александра Твардовского есть собственная кузня, кабинеты художественной керамики и резьбы по дереву. По мнению преподавателя Владимира Латкова, это позволяет проложить мостик между окружающим миром и техносферой, тем, что создано человеком.

Музейный педагог ГБОУ «Школа № 1329» Татьяна Захарова вместе с руководителем школы художественных ремесел ГБОУ «Школа № 109» Евгением Никишиным вяжут кукол из лыка. Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Музейный педагог ГБОУ «Школа № 1329» Татьяна Захарова вместе с руководителем
школы художественных ремесел ГБОУ «Школа № 109» Евгением Никишиным вяжут кукол из лыка. Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— В нашей школе № 1164 тоже богатые традиции преподавания технологии. У нас работают очень творческие люди, к которым приходят даже на переменах, чтобы попросить помочь сделать какой-нибудь подарок или игрушку, — отметила педагог Елена Гераскина. — А еще есть кружок моделизма, которым руководит исключительно увлеченный человек, учитель физкультуры Павел Соколов.

Пользу творческих навыков отметили и учителя технологии школы № 1579 Леонид Резанов и школы № 109 Евгений Никишин.

А старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Павел Банников подчеркнул, что технологии и труд — не просто навыки, которые приобретают дети, а простор для личностного развития. Ведь чем больше разных технологий они узнают, тем лучше погружаются в историю возникновения вещей. И это помогает растить людей, которые вкладываются в отечественную науку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Федоров, старший методист Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы:

— Когда мы делаем что-то своими руками и при этом находимся в традиции, мы можем четко увидеть линию преемственности. Еще сравнительно недавно в Архангельской губернии пряли, занимались рукоделием и рассказывали старины. Ремесло, к которому долгое время относились немного уничижительно, на самом деле является основой нашей свободы. Ведь творчество невозможно себе представить без ремесла. Благодаря этому мы раскрываемся сами, а позже помогаем взрастить таланты. Поэтому там, где можно объединить технологию, литературу, историю, всегда находится горизонт, в сторону которого хочется и необходимо двигаться.

Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Народные промыслы не устаревают и в цифровую эпоху
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Рекомендации