Фото : Пресс-служба ДОНМ

Ведущие архитекторы страны обсудили модернизацию школьных зданий

  • Пресс-служба ДОНМ
  • 31.01.2025

 

Проект получил высокие оценки главного архитектора Москвы и руководителей лучших студий и бюро.

 

Столичный проект модернизации «Моя школа» оценили ведущие российские эксперты, в числе которых главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор архитектурной мастерской «Атриум» Антон Надточий, основатель архитектурной студии Archstrukturа Антон Нагавицын и руководители архитектурного бюро Asadov Андрей и Александр Асадовы. Они встретились в школе № 1514, которая открылась после модернизации в сентябре 2024 года. Об этом сообщили в пресс-службе Департамента образования и науки города Москвы.

«Такой опыт преобразования зданий я считаю  очень важной практикой, при том, что школа, конечно, должна быть знаковой архитектурой своего района, но здесь мы видим контекст, который уже сложился. Школа обновленная — и это само по себе вызывает интерес, потому что мы помним старое и видим новое, и оно коррелирует с архитектурой, которая есть. В этом, конечно, свое обаяние. Качество среды растет, когда мы переосмысляем то, что есть. Я думаю, что эти стандарты и методы мы будем развивать и наращивать. Я вижу большой потенциал в том, как типовую постсоветскую среду можно улучшить таким, я бы сказал, душевным подходом», — рассказал главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Сергей Кузнецов.

Программа Мэра Москвы «Моя школа» запущена в 2024 году. В рамках проекта обновляют школьные пространства: они становятся  современнее и функциональнее. В столице после модернизации уже открылись четыре школы, в том числе корпус школы № 1514 на улице Академика Челомея,  6а. Трехэтажное здание типа «каре» (проект V-76) построили в 1985-м. После реконструкции в обновленном корпусе учатся более 900 детей.

«Когда я первый раз сюда пришла, я увидела, как дети во второй половине дня, во время продленки, используют это пространство. Мы, когда планировали все это, даже не могли придумать столько функций, сколько дети в течение одного учебного дня придумывают. Поэтому мое первое впечатление, прежде всего, связано с детьми, с тем, как они используют это пространство, потому что дети — самые лучшие дизайнеры и архитекторы», — рассказала Александра Корнеева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.

 

Для экспертов отрасли ученики провели интерактивную экскурсию по школе, во время которой показали обновленные пространства и кабинеты. Затем прошла встреча в формате открытого диалога. В ней приняли участие архитекторы, проектировщики и эксперты столичного Департамента образования и науки, которые создают в Москве комфортные, многофункциональные и безопасные образовательные пространства для учебы и творчества.

«Я не случайно сравниваю школу с городом, потому что идеальная модель школы — это, по сути, модель маленького города. То есть коридоры и рекреации — улицы, атриумы — площади и так далее. И, конечно, здесь очень важна проницаемость, прозрачность. Прозрачные стены, которые появились, они раскрыли пространство. Исчезли темные коридоры, а подоконники, с которых нас гоняли учителя, стали удобными. В такой школе дети могут делать все то, что мы не могли раньше, а сейчас это стало нормой. Это прекрасно, что такие проекты становятся нормой. Очень приятно видеть, как все меняется, и спасибо всем, кто в этом участвовал», — добавил основатель архитектурной студии Archstrukturа Антон Нагавицын.

Кроме того, специалисты уделили внимание дизайну образовательных учреждений и особенностям модернизированных школ. Чтобы детям было удобно, в них продумана каждая мелочь — от понятной навигации до комфортной мебели в коридорах. В зданиях создают многофункциональные пространства вместо актовых залов, современные медиатеки, уютные уголки и ниши. Естественный свет и прозрачные двери добавляют больше света в аудитории.

Эксперты также обсудили итоги модернизации школы вместе с родителями и педагогами. Они отметили, что универсальность и многофункциональность нового здания улучшила образовательный процесс, а современный дизайн и архитектура положительно повлияли на мотивацию учеников.

«Я тоже, как и многие из нас, училась в похожей школе. То есть в такой же планировке. Я вижу большую разницу между тем, как это было в 91-м году и как это выглядит сейчас. Мне кажется, это прекрасные изменения. Как сказал великий русский поэт, эстетика — мать этики. В таких чистых стенах, в таких пространствах себя хочется и вести соответствующее. Я верю в то, что это еще один шаг, еще один способ достижения какого-то более спокойного и мирного взаимоотношения между нашими детьми. Мне очень приятно, что мы сейчас находимся в таком замечательном пространстве», — поделилась Татьяна Панкратова, мама ученика школы № 1514.

Задать вопросы профессионалам могли ребята, которых пригласили на встречу. Они узнали, соответствуют ли новые здания современным трендам в строительстве и с чего начать, если хочешь построить школу.

«Было здорово пообщаться с людьми, которые создают невероятные здания! Мне было интересно узнать, чем отличается строительство школы “с нуля” и обновление, как в нашей. В чем сложность и почему сейчас важно школы модернизировать, а не только строить. А еще было очень приятно показать гостям наше крутую школу!», — отметила Виктория Аль-Кудж, ученица шестого класса школы № 1514.

Сейчас в Москве продолжаются работы еще в 51-м здании. Их реконструкция и благоустройство расположенных рядом территорий полностью завершится в начале нового учебного года. В дальнейшем в городе планируется обновлять до 100 школ ежегодно.

Рекомендации