Буллинг, дистанционка и хоумскулеры: на “Неделе образования” обсудили злободневные проблемы отрасли

  • 9.06.2021

На днях подошла к концу “Неделя образования” – крупное мероприятие для всех, кто имеет отношение к обучению: школьные учителя, университетские преподаватели, директора и ректоры, администраторы, разработчики обучающих программ и сервисов, ученики, студенты и другие. В этом году разговор между представителями отрасли прошёл в формате онлайн, организаторы преследовали цель вовлечь как можно больше аудитории из разных регионов страны. Всего возможность высказаться получили почти 700 спикеров из 62 стран и 660 городов.

– Неделя оказалась тем аккумулятором и ретранслятором идей, сетью сетей, которая позволяет аудитории сделать образование частью их повседневной жизни, – отметил директор АНО «Дирекция Московского международного салона образования» Максим Казарновский.

По большей части дискуссии форума разделились на три тематические группы : 1) дистанционное образование и его роль в период пандемии 2) современные фишки в организации учебного процесса и какие есть препятствия к их внедрению 3) детский отдых и самообразование. Яркие сессии с живым обсуждением были в каждой из этих групп, но на некоторых есть смысл остановиться отдельно, так как они оказались наиболее предметными.

Дистанционному образованию было уделено достаточно внимания на многих сессиях, но, пожалуй, самая насыщенная из них называлась “Все выше и выше: как управлять качеством программ высшего образования?”. Спикеры рассуждали, как в ВУЗах грамотно можно совмещать дистанционные онлайн-программы с классическим офлайн-обучением, учитывая, что за время пандемии дистант многим приглянулся, и некоторые студенты наверняка захотят учиться удалённо и ходить на работу, чем очно каждый день присутствовать на парах.

Руководитель отдела продукта компании Zavtra.Online (помогает ВУЗам запустить качественные онлайн-программы) Алексей Двореций отметил, что хорошая программа онлайн-образования только поможет университету повышать свои позиции в рейтингах и, соответственно, в целом привлекать больше студентов. Он добавил, что никакой войны между классическим вариантом образования и онлайн-форматами быть просто не может, потому что онлайн никогда не охватит абсолютно все стороны студенческой жизни. Академический директор онлайн-магистратуры “Науки о данных” Полина Полунина заключила, что будущее лежит как раз в синтезе офлайна и онлайна.

С введением дистанционного обучения ещё более востребованными стали технические решения для образования, заявили эксперты на сессии “EdTech-компании и школы: партнёры или конкуренты”. В ходе беседы выяснилось, что сейчас компании, которые разрабатывают для образовательных учреждений разные технологические решения (условно говоря, умные доски) всё больше заинтересованы в открытости этих учреждений, чтобы новые технологии не разбивались о формализм. Например, когда учителя просят что-то разработать только под определённый учебник или формат, от которого нельзя отойти ни на шаг. Одним из вариантов преодоления недопониманий представитель НИУ ВШЭ Кавсарат Аксаева назвала совместную работу по созданию продуктов для образования. С этой мыслью согласились и edtech-специалисты, и сотрудники школ.

Другой вопрос, что сейчас грамотные технические решения для образовательных учреждений зачастую становятся невозможны из-за того, что преподаватели просто не умеют ими пользоваться. Об этом говорили на сессии “Цифровая школа: опыт внедрения в регионах РФ”. На ней замминистра образования Пензенской области Анна Маркова также рассказала про родителей, несогласных с необходимостью цифровизации и препятствующих ей. Участники предложили пути решения таких проблем, упомянув готовящийся законопроект о статусе педагога, по которому учителя смогут проходить стажировки, в том числе по цифровой грамотности.

Оживлённая дискуссия получилась на сессии «Рост учащихся на семейном образовании в России и в мире», которая была инициирована «Центром поддержки семейного образования». Речь шла о том, что спрос на учёбу внутри семьи в России есть, но по сравнению с западными странами он ничтожно мал. Говорилось, что в США за один только последний год количество “хоумскулеров” выросло почти в два раза, приблизившись к отметке в шесть миллионов, в то время как в России на домашнем обучении находятся лишь сто тысяч детей. Причину такой впечатляющей разницы руководитель программы поддержки семейного образования “Классические беседы” Алексей Комов объяснил нежеланием большинства россиян менять свой образ жизни и недоверие к системе семейного образования со стороны родителей. Эксперты заявили, что в лучшую сторону ситуация изменится благодаря просветительской работе и отметили, что качество семейного образования в нашей стране с развитием дистанционных технологий только улучшается.

Что касается детского отдыха, то об этом подробно поговорили на “Фестивале детских лагерей” в рамках двухчасовой сессии сервиса по бронированию путевок в детские лагеря Incamp.ru. Лагерь – популярное направление детского отдыха, а лето традиционно разгар сезона. Директор кинолагеря «Максатиха КЭМП» Николай Горбунов заявил, что от этого лета можно ждать качественного развития детского отдыха, потому что в межпандемические времена активность детей сильно выросла – ограничения развивают в человеке турбулентную тягу что-то делать. В связи с этим организаторам детского отдыха важно проявить креатив, чтобы предложить ребятам действительно интересную программу.

Спикеры также обсудили проблему с заполняемостью лагерей. Некоторые из них отметили, что почти все смены уже заняты, потому что лагеря продолжают выполнять обязательства по прошлому году, заполняя смены детьми,  которые не смогли отдохнуть прошлым летом из-за разгара пандемии. Поэтому купить путёвку в приглянувшийся лагерь тем родителям, чьи дети отправляются отдыхать впервые, будет не так просто, даже принимая во внимание вступившую в силу программу кэшбэка.

Отдельный и важный разговор на “Неделе образования” получился про буллинг в отношении учителей. По данным опроса НИУ «ВШЭ», более 70% педагогов в России хотя бы раз подвергались травле со стороны учеников. Публично об этой проблеме говорят нечасто. Исправить это решили спикеры онлайн-консультации для молодых педагогов во главе с модератором – заведующим лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «ВШЭ» Александром Милкусом.

Руководитель Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН Юлия Зубок рассказала, что в молодёжной среде сформировалась устойчивая группа, которая не только толерантна к буллингу, но и рассматривает его как вполне себе допустимую форму взаимодействия. Зубок отметила, что установка на буллинг у такой молодёжи возникает, в первую очередь, из-за того, что они уверены в своей безнаказанности.

Программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Наталья Макарчук подчеркнула, что в отношении молодых педагогов буллинг исходит не только от молодёжи, но и со стороны других сотрудников образовательного учреждения (это называется моббинг), а также родителей и администрации. Наиболее распространенных форм буллинга несколько: 1) ученики дразнят педагога, 2) отказываются выполнять его требования 3) обсуждают его личную жизнь 4) демонстрируют презрение. По данным Макарчук, что 23% педагогов не рассказывают о случаях буллинга никому, даже своей семье.

Социальный психолог и директор в благотворительном фонде «Шалаш» Лилия Брайнис заявила, что списывать все проблемы на учеников всё же не нужно. По её словам, важно научить учителей управлению групповой динамикой, так как взрослый учитель должен правильно выстраивать отношения в классе и помочь ребёнку преодолеть трудное поведение.

Не все запланированные мероприятия в рамках “Недели образования” уже состоялись: 9 и 10 июня пройдет конференция “ММСО. Директор школы”. На ней обсудят как меняется набор управленческих компетенций руководителя школы, как выстраивать конструктивный диалог с коллегами и родителями и как сформировать образ современной школы.

Рекомендации