В последнее воскресенье сентября в России регулярно празднуется день одной из самых старейших рабочих профессий мира — фрезеровщика. Ориентировочно она возникла в XVIII веке на территории Германии.
Фрезеровщик — это квалифицированный рабочий, который обрабатывает разные детали из металла, пластика или дерева при помощи станка с многорежущим вращательным инструментом. Объяснить нынешнему поколению, что делает фрезеровщик, непростая задача даже для опытных мастеров. Но опытные фрезеровщики — настоящие профессионалы, работающие со сложными формами и крупными элементами не только на заводах, но и в собственных мастерских. По словам советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Политехнического колледжа № 50 имени Н. А. Злобина Екатерины Сафохиной, сейчас работа фрезеровщика сильно преобразилась и трансформировалась.
— Эта профессия входит в учебный модуль в рамках обучения на оператора станков с числовым программным управлением, — отмечает Екатерина Сафохина.
По словам советника директора, абитуриентов манит в нее в том числе и потенциально быстрый карьерный рост.
— На одно бюджетное место претендуют около четырех человек, — объясняет Сафохина. — После окончания обучения средняя зарплата молодого специалиста составляет около 60 тысяч рублей. Но при повышении квалификации эта цифра может достигнуть и 100 тысяч рублей. В услугах наших специалистов заинтересованы во многих отраслях.
По словам Екатерины, в колледж регулярно поступают запросы на выпускников от крупнейших компаний Москвы и Подмосковья.
Помощник директора отмечает, что срок обучения абитуриентов, которые пришли после девятого класса, составляет один год и девять месяцев.
— Стоит отметить, что учиться к нам приходят не только бывшие школьники, но и ребята, которым уже за 20 лет, — уточняет Екатерина Сафохина. — Они мечтают дополнить свое образование и иметь хорошую перспективу в дальнейшем.
Преподаватель специальных дисциплин Александр Тихонов рассказал, что на данный момент оператор станков с программным управлением обладает широким спектром специализаций.
— За время обучения в нашем Политехническом колледже студенты получают все необходимые как теоретические, так и практические знания, — говорит Александр Тихонов. — Первые два месяца отводятся теории, после чего они отправляются в учебные мастерские, где опытные профессионалы делятся с ними всеми тонкостями профессии. Студенты узнают, с чем им придется столкнуться и понять, какие задачи предстоит выполнять. А уже летом начинается производственная практика, на которой ребята имеют возможность познакомиться с потенциальными работодателями, которые обеспечивают ребят практикой на профессиональном оборудовании.
По словам Александра Тихонова, сам колледж тоже оборудован несколькими учебными мастерскими.
— В каждом из учебных цехов установлены специализированные станки, предназначенные под разные виды работ, — говорит Александр Тихонов. — Ребята получают уникальную возможность поработать на новейших станках, парк которых постоянно обновляется. Например, у нас имеется станок, в который помещается 3D-модель, и он самостоятельно изготавливает загруженный макет.
Александр Тихонов особенно отмечает, что для студентов, которые начали работать по профессии после первой производственной практики, предусматривается индивидуальный график обучения. В учебное заведение они должны приезжать только для сдачи необходимых контрольных работ, зачетов и экзаменов. Но для этого надо предоставить ряд документов.
— После предоставления справки о трудоустройстве и отсутствии академической задолженности ребятам разрешается приезжать в определенные дни для сдачи контрольных заданий, которые индивидуально разрабатываются каждым преподавателем, — объясняет Александр. — И это способствует тому, чтобы ребята устраивались на работу сразу после первого года обучения.
Студент выпускного курса Алексей Серов, который обучается на оператора станков с числовым программным управлением, рассказал, что выбрал профессию благодаря совету родителей. И собирается сделать ее делом всей жизни.
— Как и многие ребята, перед началом учебы в девятом классе, я задумался о том, куда поступить, чтобы получить и отличные знания, и престижную рабочую профессию, — говорит Алексей. — И моя мама посоветовала этот колледж. Я несколько раз приезжал в него на День открытых дверей. И на них увидел, как мой будущий преподаватель создает за станком сложнейшие детали из металла. Теперь же, уже в процессе обучения, я научился быстро и качественно создавать с нуля такие вещи, на изготовление которых, как мне казалось раньше, должны были уйти целые месяцы. А теперь я уже всерьез задумываюсь о том, чтобы делать разные модели и конструкторы.
По словам Алексея Серова, после его рассказов о своем колледже, несколько его друзей всерьез задумались о том, чтобы тоже поступить сюда.
— Одного моего товарища заинтересовал процесс обучения и создания вещей собственными руками, — говорит Алексей. — Еще один мой друг решил связать свою жизнь с этим непростым ремеслом, потому что в его роду уже были фрезеровщики, и он прекрасно представляет, что такое работа за станком. А еще — хочет стать продолжателем трудовой династии.
СПРАВКА
Значительный вклад в развитие машиностроения сделал русский ученый, механик, статский советник Андрей Константинович Нартов (1680–1756 гг.), который первым создал оригинальные металлорежущие станки и токарно-копировальные станки, предназначенные для обработки выпуклых, рельефных изображений на медалях, табакерках и других изделиях. Для создания научной и экспериментальной базы станкостроения в СССР в 1931 году был создан Научно-исследовательский институт станков и инструментов (МГТУ СТАНКИН), который много сделал для превращения этой сферы машиностроения в одну из передовых во всем мире, благодаря этому свой стремительный рост получила вся экономика Советского Союза.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Фрезерный инструмент
Металлический инструмент, который создает трехмерные формы с помощью вращающегося многолезвийного режущего инструмента. Режущий инструмент может быть запрограммирован на движение по неподвижной заготовке практически в любом направлении.
Микрометр
Высокоточный измерительный инструмент для определения малых линейных размеров контактным способом.
Сенсорный штангенциркуль с цифровой индикацией
Инструмент высокой точности для замера расстояний, размеров, глубины пазов и отверстий. При этом наличие ЖК-дисплея значительно снижает погрешность работы.
Перчатки защитные
Используются на заводах и в ремонтных мастерских для защиты рук.
Фреза
Инструмент с одним или несколькими режущими лезвиями. Виды фрез по геометрии бывают цилиндрические, торцевые, червячные, концевые, конические и другие.
Очки защитные
Оптический прибор для защиты глаз от механических и химических повреждений.
Резец
Режущий инструмент, предназначенный для обработки деталей различных размеров, форм, точности и материалов. Применяется при токарных, строгальных и долбежных работах.