Водитель Марина Шибаева за рулем 500-го электробуса. Теперь этот представитель экологичного вида транспорта курсирует по маршруту между станциями метро «Озерная» и «Октябрьская». В отличие от обычных автобусов электробусу для движения не нужно моторное топливо. Владимир Новиков

Гордимся статусом самого зеленого мегаполиса мира

  • Наталья Тростьянская
  • 21.12.2020

В этом году Москва в рейтинге 100 лучших мегаполисов мира уверенно заняла четвертое место. Один из самых высоких баллов столица получила за качество окружающей среды. И в этом, поверьте, нет ничего удивительного.

Большие города ругают за грязный воздух. Однако в Москве уже не первый год борются с этой проблемой. Основной источник вредных выбросов, попадающих в атмосферу, — транспорт. А значит, нужно сделать так, чтобы он стал экологичнее. Для этого в городе развивают общественный транспорт. Он должен быть удобным, как личный автомобиль, быстрым и надежным. Тогда у жителей не возникнет вопросов, на чем лучше всего поехать в центр или на другой конец Москвы.

Более того, в столице отдают предпочтение экологичным видам транспорта. Это прежде всего метро, Московское центральное кольцо, новые диаметры, а также трамваи и электробусы.

— За экологически чистым наземным транспортом — будущее, — уверен заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. — Мы уже два года заменяем городские автобусы на электробусы — те же автобусы, но на электрической тяге.

Транспорт, который работает от электричества, безопаснее для экологии. Ему не нужно для движения топливо, а значит, он не загрязняет атмосферу вредными выхлопами.

— Для мегаполиса с населением более чем 12,6 миллиона человек и плотной загруженностью дорог даже частичный переход на электротранспорт может принести положительные изменения в качестве атмосферного воздуха, — подчеркнули в столичном Департаменте природопользования и охраны окружающей среды.

Именно поэтому в Москве также поддерживают водителей, которые выбирают электрокары. Например, им не нужно платить транспортный налог. Они могут бесплатно парковаться по всему городу или бесплатно подзарядить свой электроавтомобиль. В столице уже работают 65 зарядных электростанций, а к 2023 году установят еще 300. Пока в городе электрокаров немного — всего 594 машины, но это в три раза больше, чем еще шесть лет назад.

Чтобы сократить количество вредных выбросов от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в Москве решают проблему с пробками, в частности строят новые дороги, реконструируют развязки. На заправках продают только качественное топливо — не ниже экологического класса «Евро-5». Кроме того, Департамент транспорта ограничил въезд грузовиков на территорию столицы.

— За последние десять лет, несмотря на то, что парк транспортных средств в Москве увеличился почти в полтора раза, количество вредных выбросов от машин сократилось более чем на 600 тысяч тонн, — рассказал руководитель природоохранного ведомства столицы Антон Кульбачевский.

Второй после автомобилей загрязнитель воздуха — промышленные предприятия. Именно они чаще всего становятся источниками неприятного запаха. Чтобы избавить от него себя и жителей близлежащих домов, предприятия проходят через модернизацию и реконструкцию. Новые корпуса, современное оборудование уже появились, например, на нефтеперерабатывающем заводе, Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях. Как результат — в районе этих предприятий улучшилось качество воздуха.

— Об этом говорят не только данные нашего экомониторинга, но и сами жители, — заметил Кульбачевский. — Если еще десять лет назад к нам поступало 7 тысяч жалоб в год, то сейчас от 10 до 20 Через реконструкцию прошли и московские ТЭЦ, которые обеспечивают нас прежде всего теплом. Уже много лет даже в самые морозные дни они не используют уголь или мазут, работают только на природном газе — самом экологичном виде топлива.

К тому же они давно перешли на зеленые технологии, которые позволяют экономно расходовать энергию. В результате город строится, население растет, а выбросы в атмосферу, как и потребление газа, тепла, год от года снижаются.

— Если посчитать всю сэкономленную энергию, то в принципе ею можно ежегодно отапливать двухмиллионный город, расположенный в северных широтах, — поделился забавным фактом Антон Кульбачевский.

От качества воздуха зависит состояние и других природных сред — воды и почвы. Конечно, в городе есть отдельные программы по улучшению качества той же воды в реках, прудах и озерах столицы, но понятно, что чем меньше в них осядет вредных веществ из атмосферы, тем они будут чище. Поэтому одну из главных ролей в экологии города играют природные фильтры — деревья.

— Москва — самый зеленый мегаполис мира. И всегда будет оставаться таковым, — заявил однажды мэр Москвы Сергей Собянин и еще ни разу не отказался от своих слов.

Каждый год в городе открывают новые парки и скверы. Деревья на московских улицах высаживают во время благоустройства. Но, пожалуй, самой известной программой озеленения столицы стала акция «Миллион деревьев». Посадки с 2013 года проходят каждую весну и осень по заявкам жителей. Самыми популярными кустарниками этого года стали кизильник и спирея. Среди деревьев уже несколько лет подряд лидируют липа, рябина и клен.

Кстати

Данные о состоянии столичного воздуха каждый день собирают 57 московских автоматических станций контроля загрязнения атмосферы, передвижные и аналитические лаборатории, а также метеорологические комплексы. Они работают круглосуточно во всех частях города, причем не только в жилых кварталах или на природных территориях, но и вблизи автотрасс и промышленных предприятий. Собранные данные станции передают в режиме онлайн, в том числе на сайт mosecom.mos.ru. Это позволяет оперативно реагировать на любые отклонения от нормы.

Рекомендации