Фото: Департамент образования и науки города Москвы

Госпитальные школы по московской модели появятся в различных регионах России

  • Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы
  • 22.09.2025

Уникальный образовательный проект «УчимЗнаем», позволяющий детям на длительном лечении продолжать учебу, расширяется. В этом учебном году госпитальные школы по московской модели появились в Чеченской и Кабардино-Балкарской Республиках, и скоро состоится открытие в Республике Бурятия. Уже более 40 регионов переняли столичные методы и подходы. Более того, в следующем году такие учреждения могут появиться в Донецкой Народной Республике (ДНР) и Чукотском автономном округе. Об этом сообщила заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

«Мы стараемся создать все условия, чтобы каждый ребенок, независимо от заболевания или своих возможностей, мог получить поддержку для развития потенциала. Более 10 лет назад мы открыли в столице госпитальные школы, где ребята, проходящие длительный курс лечения в больницах, могут полноценно учиться, успешно готовиться к выпускным экзаменам и, конечно, заниматься творчеством. Проект был разработан московскими экспертами с нуля и стал первым в стране подобного формата. Сегодня по примеру столичной модели работают уже 70 школ в более чем 40 субъектах РФ и странах СНГ. В скором времени общее число площадок, перенявших наши уникальные методы и подходы, достигнет 72. Госпитальные школы появились в этом учебном году в Чеченской и Кабардино-Балкарской Республиках, в ближайшее время откроются в Республике Бурятии. А уже в следующем году к ним присоединятся Чукотский автономный округ и Донецкая Народная Республика. Московские специалисты помогут в создании этих площадок и обучении местных учителей. В прошлом учебном году проект уже оказывал поддержку новым территориям — ученики из ДНР, проходившие длительное лечение, были успешно аттестованы по московским программам», — рассказала Анастасия Ракова.

Проект «УчимЗнаем» начал свою работу в 2014-м. За это время обучение в них прошли более 60 тысяч детей.

«Московская модель госпитальной школы — это больше, чем просто возможность для ребенка не отстать от школьной программы во время длительного лечения. Занятия в медицинском стационаре помогают детям не только достигать академических результатов, но и становятся для них опорой, которая помогает двигаться вперед к выздоровлению. Уже более 10 лет в столице, благодаря совместной работе педагогов и врачей, мы развиваем этот уникальный формат, в котором учеба и забота идут рука об руку. Мы сталкиваемся с новыми вызовами, накапливаем бесценный опыт педагогов, понимаем, как важно передавать его», — отметил руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.

В рамках программ дополнительного образования ребята могут развивать таланты и заниматься творчеством. В этом помогают не только педагоги, но и неравнодушные знаменитые люди. Гостями госпитальных школ за последние годы стали более 500 звезд, включая олимпийских чемпионов Екатерину Дьяченко и Анну Чичерову, футболиста Дмитрия Сычева и дзюдоиста Александра Михайлина. Такие знакомства не только вдохновляют детей, но и служат примером для подражания. Несколько воспитанников даже стали профессиональными музыкантами в рамках программы «Музыка на здоровье».

На всех 13 площадках проекта «УчимЗнаем» в Москве стартовал учебный год. В их числе Морозовская детская городская клиническая больница, Российская детская клиническая больница, Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова и другие. Педагоги подготовили для ребят праздничные занятия и подарки. За парты в медицинских стационарах сели 40 первоклассников, а всего учебный год в госпитальных школах столицы начался почти для двух тысяч детей.

В прошедшем учебном году 252 выпускника московских госпитальных школ успешно завершили обучение, из них 182 человека окончили девятый класс и 71 — 11 класс.

Уникальной московской моделью госпитальной педагогики уже через год после запуска, в 2015 году, заинтересовались субъекты РФ и страны СНГ. Школы, основанные на московской модели госпитальной педагогики, функционируют в более 40 регионов России, а также в Кыргызстане, Узбекистане, Беларуси и других странах.

Рекомендации