К юбилею Николая Алексеевича Некрасова: топ приложений в МЭШ по творчеству и биографии писателя

  • 10.12.2020

Окунуться в литературную жизнь и историю XIX века и ещё раз перечитать любимые стихи столичные школьники могут с помощью материалов Библиотеки Московской электронной школы.

 Классик отечественной литературы, русский поэт, прозаик и успешный публицист, издатель легендарного журнала «Современник» Николай Алексеевич Некрасов одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и духовной жизни русского народа.

В сценарии урока для 10-11 классов старшеклассники определят для себя понятие «гражданственность» и проанализируют стихотворения «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова» и «Элегия». Также ребята узнают взгляды автора на предназначение поэта и наиболее острые вопросы современности.

Учёба в гимназии у Некрасова не ладилась – в основном, из-за едких сатирических стихов-эпиграмм, которые он начал сочинять с 16 лет. В Петербурге, вопреки желанию отца, мечтавшего видеть сына на военной службе, и угрозам оставить его без финансовой поддержки, молодой человек становится вольнослушателем филологического факультета. Он действительно лишается материальной помощи, всё свободное от учёбы время тратит на поиски работы, а зачастую и крыши над головой. Ему пришлось пережить холод, голод и одиночество. Какое-то время он ночует в приюте для нищих и зарабатывает тем, что за копейки пишет прошения и жалобы.

Приложение «Творчество Н.А. Некрасова» предназначено для закрепления знаний по уже пройденным произведениям. Школьники вспомнят биографию поэта, впишут слова на местах пропусков в стихотворения «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором» и «Дедушка Мазай и зайцы». Также, ответив на вопросы, ребята отгадают литературный кроссворд.

Однако, несмотря ни на что, Некрасов сочиняет стихи и сказки, пробует публиковать небольшие статьи в «Литературной газете», берётся за все частные уроки и пишет небольшие пьесы для Александринского театра. В 1840 году выходит его первый поэтический сборник «Мечты и звуки», который, к сожалению, не имел большого успеха ни у читателей, ни у критиков.

В приложении для третьеклассников «Н.А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором …»  ребята должны будут найти в сетке, заполненной буквами, слова, которые охарактеризуют главного героя отрывка стихотворения.

Учащиеся 4-х классов вспомнят знаменитое стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», проанализируют его и определят верный порядок следования микротем в тексте, открыв интерактивное приложение.

Огорчённый не совсем удачным первым опытом, Некрасов решает попробовать свои силы в прозе, а с середины 1840-х годов активно занимается издательской деятельностью. «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля» – все эти альманахи вышли при непосредственном участии поэта. Особенный успех получил «Петербургский сборник» – именно там впервые был опубликован роман Достоевского «Бедные люди».

В 1846 году, вместе с журналистом и писателем Иваном Панаевым, Некрасов арендует у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник». Туда переходят популярные молодые авторы: Иван Гончаров, Александр Герцен, Иван Тургенев, Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков-Щедрин. Здесь же публикуется и сам Некрасов – он не только редактор, но и один из постоянных авторов. Здесь издаются его стихи, проза, публицистика и критические заметки.

В сценарии урока для 5-7 классов «Размышления у парадного подъезда» школьники выполнят задания в формате ГИА и поработают в группах с текстами и таблицами. Занятие содержит аудиоматериалы, картины, фотографии и музыкальные фрагменты. Выяснив правильный порядок абзацев, ребята восстановят текст, прослушают стихотворение и проанализируют его содержание. Также они вспомнят основные моменты биографии Н. Некрасова, сопоставят иллюстрации со словесными определениями и в конце урока выполнят самостоятельную работу.

Именно Некрасов известен читателю как «самый народный» поэт России.  Среди множества его произведений особенно выделяются поэмы «Мороз, Красный Нос», «Дед Мазай и зайцы», «На Волге», «Мужичок с ноготок», «Зелёный шум», «Крестьянские дети» и многие другие.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – последнее, легендарное произведение Н. Некрасова. Она заняла 14 лет жизни писателя, но воплотить свой замысел в полной мере ему не удалось: помешала тяжёлая болезнь.

Открыв сценарий урока для 10-11 классов «Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо», школьники прослушают фрагмент лекции профессора Игоря Волгина о поэме и обратят внимание на языковые особенности произведения. В интерактивной части задания старшеклассники подберут примеры из текста поэмы, которые проиллюстрируют все жанры устного народного творчества. Также ребята потренируются в выполнении заданий в формате ЕГЭ.

Основа поэмы – не столько историческая хроника, сколько воспоминания и впечатления самого автора. Поэт постарался показать жизнь крестьянства с разных, порой диаметрально противоположных точек зрения. Язык произведения максимально приближен к говору простого народа и изобилует просторечными поговорками и прибаутками – автор намеренно не пользуется «высоким штилем». Некрасов мастерски демонстрирует путешествие крестьян через всю страну и встречи со знаковыми типажами – представителями своего времени: чиновником, министром, купцом и даже царём.

Вспомнить, из каких элементов складывается образ литературного персонажа, охарактеризовать героиню поэмы, использовав цитаты произведения, написать интерактивный диктант и провести сравнительный анализ судеб двух героинь одиннадцатиклассники могут на занятии с использованием сценария урока «Образ Матрёны Тимофеевны в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Библиотека МЭШ — это сервис проекта «Московская электронная школа», разработанный Департаментом образования и науки города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий. В ней размещен широкий спектр образовательных материалов: более 50 тысяч сценариев уроков и более 7 тысяч видеоуроков, свыше 1600 электронных учебных пособий, 348 учебников, более 130 тысяч образовательных интерактивных приложений, 8 уникальных виртуальных лабораторий, 245 произведений художественной литературы, а также огромное количество тестовых заданий, соответствующих содержанию ОГЭ и ЕГЭ, и многое другое.

 

Рекомендации