Ко Дню фотографа: история жизни московского педагога

  •  Борис Титов, редактор отдела по связям с общественностью и СМИ ГБПОУ «Воробьевы горы»
  • 12.07.2020

День фотографа ежегодно отмечают в России 12 июля. Это международный неофициальный праздник, который привлекает внимание не только представителей профессионального сообщества, но и тех, для кого этот вид искусства стал увлечением. Ко Дню фотографа организуют выставки, мастер-классы ознакомят широкую аудиторию с ведущими представителями профессии. Сегодня рассказываем нашим читателям историю жизни московского педагога-фотографа Израиля Гольдберга, профессиональная деятельность которого была тесно связана с Московским дворцом пионеров.

  Израиль Гольдберг: «Я всегда учил детей снимать жизнь – подмечать что-то в школьных коридорах, на улицах, на стадионах. Фотография – это увлечение на всю жизнь. Умение фотографировать пригодится всегда. Можно, например, создавать фотолетопись своей семьи».

Ко Дню фотографа: история жизни московского педагога

 Высокий, сутуловатый человек, с доброй улыбкой и неизменным фотоаппаратом в руках – таким Израиль Исаакович Гольдберг остался в памяти людей, с которыми был знаком.Он воспитал сотни первоклассных фотографов и кинооператоров. Его работы и работы его учеников по-прежнему составляют немалую часть фотолетописи Москвы и всей России. В наше время Московский дворец пионеровпродолжает славные традиции, заложенные Израилем Исааковичем: научиться искусству фотографии можно в центре технического образования.

Начало

«Отцом московских фоторепортёров» Израиля Исааковича назвал один из его знаменитых воспитанников – многолетний фотокорреспондент газеты «Известия» и еженедельного иллюстрированного приложения «Неделя» Виктор Васильевич Ахломов. Руководитель кинофотостудии Московского дворца пионеров и школьников И.И. Гольдберг научил несколько поколений столичных мальчишек и девчонок, в том числе и самого Ахломова, не выпускать из рук фотоаппарата, снимать то, что они видят вокруг себя.

А начиналось всё в переулке Стопани, куда юный Израиль Гольдберг пришёл учиться фотоделу в первые дни после открытия знаменитого городского Дома пионеров и октябрят.

Гольдберг родился в 1921 году на Украине. В том же году семья переехала из Полтавы в Москву. Детство будущего прославленного фотографа и педагога было таким же, как у большинства московских мальчишек 1930-х: дворовые игры и дружба, школа и пионерские дела. Выпуск стенгазеты и участие в театральном кружке отнимали все свободное от учебы и общественной работы время.

Но однажды приятель, отец которого работал в газете «Правда», пригласил Израиля домой и в крошечной домашней лаборатории показал, как печатаются фотографии. Первые «контактные» снимки, сделанные собственными руками, положили начало профессии.

О руководителях фотокружка тех лет, С.А. Курцмане и Н.А. Ланкау, Гольберг вспоминал: «Замечательные мастера фотодела, люди творческие и любящие детей, они были требовательны к нам, но всегда справедливы, учили быть в гуще событий и отражать это на своих фотоснимках».

Пробовал силы Гольдберг и в качестве кинооператора: в Доме пионеров и октябрят работала киностудия. В 1939 году он в группе из двадцати человек ездил в «Артек» для съемок фильма о всесоюзном пионерском лагере. Сюжеты, снятые ребятами, легли в основу небольшого фильма, который позже демонстрировался на экранах кинотеатров всей страны.

Среди тех, с кем Гольдберг занимался в кинофотостудии, были будущие звёзды советского кино. Например, один из величайших режиссёров Станислав Ростоцкий (автор фильмов «Дело было в Пенькове», «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие» и других замечательных картин), дружбу с которым Израиль Исаакович сохранил на всю жизнь.

В 1960 – 1980-х годах С.Н. Ростоцкий по приглашению Гольдберга был частым гостем фотостудии Дворца пионеров и школьников на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах.

На фронтах

В 1940 году 19-летний Израиль Гольдберг был призван на срочную службу в армию. Но вместо положенных трёх лет ему пришлось прослужить вдвое дольше. Через год после его призыва началась Великая Отечественная война.

Известие о немецком вторжении он встретил в девяти тысячах километров от столицы – на Дальнем Востоке. Служил в 78-й стрелковой дивизии. Основные силы дивизии были развернуты для прикрытия границы. В октябре 1941 года дивизия переброшена с Дальнего Востока под Москву, в район города Истра, и вошла в состав 16-й армии под командованием генерал-лейтенанта КонстантинаКонстантиновича Рокоссовского. Дивизия сыграла огромную роль в обороне столицы, за что в 1942 году получила звание 9-й гвардейской. В январе 1944-го дивизия принимала участие в полном снятии блокады Ленинграда. Именно тогда за умелые и грамотные действия во время сражения на Пулковских высотах гвардии старший сержант И.И. Гольдберг был награждён медалью «За боевые заслуги». А в сентябре того же года при прорыве немецкой обороны севернее города Тарту (Эстония) уже в звании гвардии старшины он, согласно наградной записи в Центральном архиве Министерства обороны, обеспечил чёткое выполнение приказов командования и был удостоен ордена Красной Звезды.

С августа 1945-го Гольдберг участвовал в войне с Японией и освобождении Северной Кореи. С военной службы демобилизовался в 1946 году. В его послужном списке – более десяти орденов и медалей.

В студии на Стопани

После демобилизации осенью 1946 года Гольдберг вернулся на должность педагогав Дом пионеров и октябрят.

«За время войны многое было упущено, не сохранился архив, многие замечательные детские работы были утеряны. Война есть война. Эти годы были самыми тяжёлыми в педагогическом отношении: пришли ребята, пережившие тяготы войны, многие лишились родителей. Но у меня все воспитанники были замечательные», – вспоминал Израиль Исаакович.

Воспитанники Гольдберга утверждают: педагог никогда не искал учеников с выдающимися способностями. Целью его занятий была не подготовка будущих фотографов-профессионалов, а формирование всесторонне развитого человека, воспитание личности через искусство. К каждому ученику Израиль Исаакович старался найти особый подход, увлечь ребёнка, поддержать в нём творческое начало. Благодаря таким взаимоотношениям выпускники фотостудии Гольдберга приходили к своему учителю спустя десять, двадцать и даже тридцать лет.

Ко Дню фотографа: история жизни московского педагога
Встреча ребят с собаками Белкой и Стрелкой, побывавшими в космосе.

Израиль Исаакович часто организовывал встречи своих воспитанников с мастерами отечественной фотографии, многие из которых были его наставниками или друзьями. В Доме пионеров и октябрят проводили занятия, организованные по принципу современных мастер-классов, фотокорреспонденты фотохроники ТАСС, классики отечественного фотоискусства, преподавателиВсероссийского государственного института кинематографии и других вузов Москвы.

Занятия в фотостудии проходили по такой схеме: из новичков формировалась группа начинающих фотолюбителей. На лето ребята получали задание: отразить в своих фотоработах спортивную тему, сделать пейзажный и жанровый снимки. Студиец, который успешно выполнил задание, зачислялся в группу юных фотокорреспондентов, а остальные воспитанники, пожелавшие продолжить занятия, –в группу второго курса. В конце каждого месяца в фотостудии проходили «чёрные субботы». Ребята представляли по две–три работы, и начиналось обсуждение. Гольдберг давал высказаться всем, и поройего оценки фотографий были менее суровыми, чем оценки самих ребят.

А ещё на протяжении многих лет в День Победы Израиль Исаакович с учениками отправлялся фотографировать ветеранов войны. Он считал это очень важным как в качестве практики, так и с точки зрения патриотического воспитания, которому придавал большое значение.

 Школа мастерства

Гольдбергу часто задавали вопрос о том, каким фотоаппаратом лучше снимать. На это он отвечал, что некоторые его ученики фотографировали простенькой «Сменой», но их снимки публиковались на страницах главных газет и журналов страны. У других была техника, которой не имел сам Израиль Исаакович, однако фотографии получались средненькие. «Важен, выходит не сам аппарат, а то, в чьих он руках», – резюмировал Гольдберг.

Много времени Израиль Исаакович уделял организации фотовыставок, считая это нужным и полезным делом. Наряду с работами своих воспитанников он устраивал вернисажи произведений выпускников студии разных лет, да и сам неоднократно работал членом жюри различных фотовыставок. Он говорил о том, что работы, участвующие в конкурсных показах, должны представляться анонимно (то есть без указания фамилии автора и названия фотостудии, которую тот представляет) – для повышения объективности оценок. В противном же случае, соревнование детских работ превращается в соревнование педагогов.

Многие его воспитанники, получив специальное образование, стали фотокорреспондентами, фотохудожниками, кинооператорами. Среди них можно назвать Валентина Соболева, Анатолия Фирсова, Ирину Стин, Юрия Феклистова, Марка Штейнбока, Александра Лыскина, Игоря Гаврилова, Александра Шогина, Владимира Головню и других выдающихся мастеров.

И, конечно же, Израиль Исаакович был настоящим фотолетописцем жизни Московского дворца пионеров. Повседневная работа кружков и студий, торжественные мероприятия, туристические походы, заграничные поездки – всюду был Гольдберг, вооружённый фотоаппаратом.

Ко Дню фотографа: история жизни московского педагога
Подъем флагштока МГДПиШ. 9 мая 1962 г. Гольдберг И.И

«С 1947 года Валериан Николаевич Кузьмин (один из организаторов Дома пионеров и октябрят, – авт.) начал проводить слёты юных туристов, сначала однодневные, а позднее – до пяти дней. Это были замечательные праздники на природе! Различные соревнования, эстафеты, обеды, приготовленные своими руками на костре. По природе я «мерзляка», спать в палатке для меня – трудная задача. Я просыпался часа в 4 утра. И, оказывается, для фотографа летом – это лучшее время для съёмок. Самые красивые фото я сделал в это время, некоторые из них демонстрировались на выставках в Манеже», – вспоминал мастер.

Переезд на Ленинские горы

В середине 1950-х годов старое здание городского Дома пионеров и октябрят в переулке Стопани стало тесным для многочисленных кружков и творческих коллективов. Началось проектирование нового здания, просторные корпуса которого решено было построить на Ленинских горах.

Церемония закладки памятного камня состоялась осенью 1958 года, и началось строительство, с первого дня которого Гольдберг фотографировал все его этапы. Именно его камера запечатлела момент открытия Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах1 июня 1962 года первым секретарём ЦК КПСС тех лет Никитой Сергеевичем Хрущёвым.

В создание нового «дома» для пионеров и школьников столицы Израиль Исаакович вложил много сил. Он добывал новейшее для того времени оборудование для лаборатории, работал вместе с ребятами на субботниках по благоустройству нового здания. И в 1962 году в просторной фотостудии было открыто 16 кружков, которые объединили более 300 воспитанников.

А ещё много лет подряд Израиль Исаакович приезжал на Ленинские горы с другого конца Москвы. Для него это была не просто работа, а скорее внутренняя потребность ежедневного творческого общения, желание поделиться своими знаниями и опытом. В интервью корреспонденту «Пионерской правды» в середине 1990-х Гольдберг сказал: «Если день – два не снимаю, чувствую себя очень плохо. В моем архиве более 100 000 негативов, но я продолжаю учиться».

Наследие

В Московском дворце пионеров и школьников за годы работы Гольдберга побывало немало известных людей – космонавты, писатели, композиторы, учёные, актёры, режиссёры. Их портреты и моменты встреч с ребятами остались в фотоархиве мастера.

Ко Дню фотографа: история жизни московского педагога
Встреча ребят с собаками Белкой и Стрелкой, побывавшими в космосе.

Уникальный архив Израиля Исааковича хранится в Центральном архиве электронных и аудиовизуальных документов Москвы (ЦАЭ и АДМ), куда Гольдберг начал передавать материалы в середине 1980-х. В фондах городского архива сохранилось более 1900 фотодокументов. Это сотни конвертов с приклеенными на них контрольными отпечатками, а внутри аккуратно разрезанные фотопленки – так выглядит архив главного фотолетописца Московского дворца пионеров.

Гольдберг не был дипломированным преподавателем, он был педагогом по призванию. Результатом его многолетней деятельности стала программа по фотографии, утвержденная Министерством просвещения СССР. Он – автор многих пособий по работе с юными фотолюбителями. Израиль Исаакович приложил немало усилий для того, чтобы детскую фотографию перестали воспринимать как вид только технического творчества. На своих занятиях он говорил с ребятами не только о фотоискусстве, но и о жизни, о нашей стране, её людях.

Ко Дню фотографа: история жизни московского педагога
Подъем флагштока МГДПиШ. 9 мая 1962 г. Гольдберг И.И

Более 50 лет Израиль Исаакович проработал в городском Доме пионеров и октябрят в переулке Стопани и во Дворце пионеров и школьников на Ленинских горах. За эти годы он подготовил более 200 профессиональных фотографов, фотокорреспондентов и кинооператоров. Его воспитанники до сих пор работают в крупнейших новостных агентствах, журналах и газетах, в киностудиях«Мосфильм» и «Ленфильм», на центральном телевидении.

В 2001 году Израиль Исаакович Гольдберг закончил преподавательскую работу в Московском дворце пионеров и школьников, но и сегодня на многочисленных форумах, посвящённых вопросам фотографии, упоминается его имя. Бывшие ученики с благодарностью вспоминают о нём.

5 мая 2021 года его творческие наследники отметят 100 лет со дня рождения учителя – фотографа, кинооператора, воина и педагога.

 

 

Рекомендации