Леонтий Киреевич Дробышевский на фронте Фото из архива автора

Колеса войны

  • Иван Машко, ученик ГБОУ «Школа № 1799»
  • 25.04.2022

В этом году наша страна будет отмечать 77 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Победа была одержана благодаря простым советским людям, храбрым защитникам Родины, тем, кто сражался на передовой. Но и те, кто работал в тылу, и люди «мирных» профессий на фронтах Великой Отечественной войны, а также надежные машины и боевая техника приближали её окончание. И я хочу рассказать о своём прадеде, фронтовом шофёре, и фронтовых автомобилях.

Колеса войны
Леонтий Киреевич Дробышевский
Колеса войны
Иван Машко, правнук Леонтия Киреевича Дробышевского

Своего прадедушку Леонтия Киреевича Дробышевского (12.02.1906 – 15.05.1992) я не застал: родился после его смерти. Но для моей мамы он был любимым и единственным дедушкой, строгим и добрым одновременно. Она мне много о нем рассказывала, и я нашел у нас с ним один общий интерес. Это – автомобили. Я увлечен советскими автомобилями, собираю коллекцию машинок и знаю много информации о разных моделях, недавно побывал в Автомузее в Москве, где собрано огромное количество ретро автомобилей разных марок. Также недавно в школе делал проект по истории «Завод ГАЗ и его автомобили советского периода». А прадедушка большую часть своей жизни работал шофером, был очень хорошим водителем, разбирался в конструкциях и механизмах и никогда не попадал в аварии, за что был награжден нагрудным значком «За работу без аварий» 1 степени.

Его история жизни очень сложная и многогранная, он был хорошим отцом и дедушкой, построил дом, любил заниматься садом, но так сложилось, что большую часть жизни он провел за рулем.

В молодости Леонтий Киреевич служил в кавалерии в Ленинграде, участвовал в Советско-финской войне (1939-1940 гг.). Родом он был из Белоруссии. Перед войной служил в Москве, женился и начал работать шофером: водил грузовые автомобили. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. А немного ранее его жена с маленькой дочкой (моей бабушкой) отправились на каникулы к родственникам в Белоруссию, и так случилось, что там они попали в оккупацию. Почти четыре года они ничего не знали друг о друге. Дедушка остался в Москве… Ни позвонить им, ни написать тогда не было возможности. Однако он никогда не терял надежды увидеть семью вновь и верил в победу. Он вступил в ряды защитников Родины. Так как к тому времени он был опытным водителем, то стал военным шофером, водил грузовики всю войну. Его задачей было перевозить грузы, провизию и личный состав на линию фронта. Он многократно попадал под обстрелы и бомбежки. Машины ломались, он был контужен, но выжил. И после освобождения Белоруссии смог увидеть свою семью и продолжить мирную, но тоже непростую жизнь!

На сайте «Память народа» я нашел информацию о Леонтии Киреевиче. Там есть его фотография, краткая биография и информация о том, что он был награжден Орденом Отечественной войны II степени. В семейном альбоме сохранилось несколько его фотографий тех времен.

Первой его военной машиной была «Полуторка».

«Полуторка», а если правильно, то ГАЗ–АА, – это советский грузовой автомобиль Нижегородского (Горьковского) Автозавода, грузоподъемностью 1,5 тонны. Образцом послужил американский грузовик Форд – АА образца 1930 года. К 22 июня 1941 года в Красной Армии числилось 151100 таких машин. Таким образом, «Полуторка» стала самым массовым автомобилем того периода. Их можно было встретить на дорогах страны вплоть до 1960-х годов.

Колеса войны

Отсутствие дорог, особенно там, где проходили линии фронта, суровый климат и большие нагрузки, приводили к тому, что машина часто выходила из строя. Прадедушка сам ее чинил, заводил, когда глохла в морозы, менял колеса, иногда без еды и в холоде по несколько дней ждал помощи, а иногда сам на буксире тащил кого-то из своих товарищей. Но всегда понимал, что его груз очень ждут на передовой и не жалел себя!

В старости прадедушка любил говорить о машинах, в отличие от темы самой войны. Ведь это была трагедия и боль для него. Воспоминаний было много, а рассказов мало. Всё держал в себе…

Для нужд фронта была мобилизована вся техника, которая имелась в народном хозяйстве. Кроме грузовиков, это и легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, ЗИС-101 (для высокого начальства). Знаю, что прадедушка какое-то время управлял и ГАЗ-11-73.

После окончания войны прабабушка смогла вернуться из освобожденной Белоруссии в Москву, и началась постепенно налаживаться мирная жизнь. В первые послевоенные годы прадедушка продолжил водить грузовики, а немного спустя пересел на легковые городские автомобили, «Волга» – ГАЗ-13 и «Победа».  Работал в Мосгортрансе. Но был среди автомобилей, которыми он управлял, еще один интересный – красивый, светло-бежевый универсал «Skoda 1201». Прадедушка относился к нему с особой заботой, машина всегда блестела и была как новая. Он возил руководителей предприятия и иногда небольшие грузы, машина это позволяла из-за конструкции универсал, то есть с большим объемом багажника.

Никогда не видев своего прадедушку и еще не узнав о машинах, которыми ему довелось управлять, у меня появился интерес к старинным автомобилям, машинам ХХ века и советским авто, произведенным на заводе ГАЗ. Теперь же мне было интересно узнать о грузовиках времен войны и других автомобилях, которыми управлял прадедушка, увидеть фотографии и хронику тех времен, узнать больше о войне через историю автомобилей и людей, ими управлявшими.

Без прошлого нет и будущего, поэтому так важно сохранить память о каждом человеке, который внёс свой вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне!

Рекомендации