Десятиклассник Дмитрий Радченко демонстрирует свое изобретение — уникальную лодку, которую можно пилотировать с берега. Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Лодка на солнечных батареях займется исследованием глубин

  • Глеб Бугров
  • 20.12.2020

Модель беспилотного исследовательского судна, разработанная учеником 10-го класса гимназии при Российском университете транспорта Дмитрием Радченко, признана лучшей на Всероссийском конкурсе «Транспорт будущего».

Высокий светловолосый парень встречает нас в фойе гимназии.

— Вот он — мой «Сокол»! — немного смущаясь, говорит он.

Так Дима решил назвать свою лодку: чуть больше метра в длину, в руках она кажется почти игрушечной. Но до кабинета географии он несет ее очень аккуратно, стараясь не повредить, не поцарапать.

— Сначала эта лодка входила в проект «Солнечная регата», — рассказывает он. — Это ежегодные всероссийские соревнования радиоуправляемых моделей на солнечных батареях. Оценивают скорость, маневренность и выносливость лодок. А я занимался в нашей школьной секции, которая в таких регатах участвует. Тогда и начал обдумывать модель «Сокола». Потом пришла в голову мысль, что такие лодки можно использовать не только для показательных выступлений.

По задумке Димы, эта маленькая и юркая лодочка сможет когда-нибудь послужить науке, став самым настоящим исследователем водоемов. Сейчас этим занимаются специальные большие суда, которыми управляет команда из десяти человек. Да и стоят они миллионы рублей. «Сокол» обойдется значительно дешевле, и нуждается он лишь в одном «капитане», который пилотирует его с берега.

— Снаружи у лодки стекловолоконный каркас, но главное внутри, — юный изобретатель с улыбкой поднимает верхнюю крышку. — Два двигателя, компьютерные «мозги», GPS-модуль, радиоприемник, запасной аккумулятор, если солнечные батареи не справятся… Правда, системе еще нужна доработка и кое-какие детали: например, эхолокатор, видеокамера, прибор измерения глубины. Еще хочу доработать программное обеспечение, но для этого надо будет подучиться. Справлюсь!

Для Дмитрия, который, как оказалось, еще и призер всероссийского конкурса «Инженеры будущего» и фестиваля «СтудФест», этот проект — в первую очередь интересное хобби. «Сокол» постоянно подбрасывает ему сложные задачи, которые нужно решать, изучая что-то новое. Именно поэтому десятиклассник так увлечен работой над лодкой: он просто не может остановиться, пока не доведет изобретение до совершенства, самостоятельно разобравшись в непростых процессах сборки.

…Наверное, именно так и нужно работать, чем бы ты ни занимался. Гореть своим делом и видеть каждое препятствие как возможность научиться новому. Тогда точно победишь и добьешься успеха. И, глядя в глаза этому парню, веришь, что через десять лет по всему миру будут бороздить реки и озера его маленькие, юркие «Соколы».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Кузнецова, педагог-организатор, куратор проекта:

— Дмитрий — очень разносторонний ученик: наша гимназия сотрудничает со многими колледжами, и не было дня открытых дверей, который бы он не посетил. У него есть сертификаты повара, столяра, маляра, оператора ЭВМ. Над «Соколом» он работает уже два года и успел привлечь внимание не только к своему проекту, но и к себе, как к очень талантливому учащемуся.

Рекомендации