Московские старшеклассники создали для российских флагманских научных судов умные приборы

  • 14.06.2024

Десятиклассники школы №2065 разработали для Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН умную видеокамеру, которая следит за техникой безопасности на палубе, прибор, контролирующий спущенный под воду пробоотборник и макет лебедки для обучения новых сотрудников. Изобретения старшеклассников будут использоваться на российских флагманских научных судах уже в этом году.

Над каждым проектом работала команда десятиклассников инженерного класса школы №2065. Первая создала точный макет установленного на научно-исследовательских судах спуско-подъемного оборудования, только в уменьшенном масштабе 1:20. Благодаря этой разработке молодые ученые смогут овладеть навыками работы с новой техникой еще в стенах Института океанологии, то есть научатся управлять лебедкой до того, как падут на борт. Макет состоит из электромеханической части, с помощью миниатюрных рычагов можно разматывать («травить») и наматывать («выбирать») трос на барабан лебедки, специальный регулятор позволяет менять скорость вращения, а счетчик определяет длину вытравленного или выбранного троса. Стоит отметить, что все данные выводятся на дисплей.

«Ребята проделали огромную работу, собрали электрическую схему управления, написали программное обеспечение, боролись с техническими вызовами, которые возникали в процессе. Благодаря их проекту новым сотрудникам теперь наглядно можно объяснять основы палубной работы. Мы уже провели испытания в фокус-группах и получили отличные отзывы», – отмечает ученый Института океанологии Дмитрий Борисов.

Вторая команда разработала программное обеспечение, которое отслеживает натяжение троса во время спуска приборов на глубину 4-5 км, собирает данные как с судовой метеостанции так и с GPS-приемника, а данные о температуре воды и воздуха, скорости ветра, координатах судна выводит на экран. Важной особенностью проекта является то, что информация о натяжении троса отображается в виде графика и постоянно обновляется. Новые данные говорят об изменении нагрузки на лебедку, происходит это когда прибор лег на дно, отобрал пробу грунта/горных пород или зацепился за препятствия. По словам Дмитрия Борисова, модуль мониторинга нагрузки на лебедку станет если не заменой, то важным дополнением к старому аналоговому прибору со шкалой и стрелкой, который пока еще применяется на научно-исследовательских судах. Проект практически готов к испытаниям в реальных условиях, и будет использоваться в этом году на судне «Академик Иоффе» в центральной Атлантике.

Участники третьей команды сосредоточились на безопасности персонала, работающего на открытых палубах с тяжелым оборудованием. Научный руководитель проекта, учитель информатики школы №2065 Роман Перепечаев объяснил, что устройство наблюдения за безопасностью проведения палубных работ на основе технологии машинного зрения определяет и звуковым сигналом предупреждает появление в опасной зоне палубного рабочего. Все данные о времени и виде нарушения автоматически фиксируются. Работа над проектом еще продолжается. Планируется внедрить в камеру нейросетевые технологии, это позволит определять нарушения техники безопасности в различных погодных условиях более точно.

«Работа в море – это всегда риск и угроза здоровью. Соблюдение техники безопасности является важным требованием, и камера, направленная на палубу 24/7, будет предотвращать ЧП», — уточняет Дмитрий Борисов.

Стоит отметить, что старшеклассники школы №2065 не первый раз создают научные проекты для океанологов. Одиннадцатиклассница под руководством Дмитрия Борисова разработала робота для изучения химического состава ила. Изобретение школьницы в разы ускоряет процесс и сокращает ошибки в анализах.

Московские старшеклассники создали для российских флагманских научных судов умные приборы Московские старшеклассники создали для российских флагманских научных судов умные приборы Московские старшеклассники создали для российских флагманских научных судов умные приборы Московские старшеклассники создали для российских флагманских научных судов умные приборы

Рекомендации