Московский школьник придумал способ очистки водоемов с помощью обычного поролона и нанотехнологий

  • 29.03.2024

Проблему очистки воды в природных водоемах с помощью поролона, модифицированного полупроводниковыми и ферромагнитными наночастицами, предложил ученик 11 класса московской школы №2065. Работа юного химика «Нанокомпозиты ППУ с оксидами Ti(IV) и Fe(II,III) для фотокаталитической очистки водных сред» на конкурсе Весенней проектной школы МГУ «Гениальные мысли» получила приз.

Одиннадцатиклассник Тимофей Рябушев вместе с кандидатом химических наук, учителем химии школы №2065 Любовью Оболенской провел испытания нового наноматериала и метода сбора продуктов очистки с поверхности воды, который значительно упростит работу сотрудников МЧС, связанную с последствиями разлива вредных субстанций в природных водоемах.

Очищающее воду вещество состоит из наноразмерных частиц магнетита Fe3O4, покрытых оболочкой из диоксида титана TiO2, который в результате фотокаталитической реакции и убирает химическое загрязнение. Диоксид титана соединен с железным ядром. Собрать частицы из воды можно с помощью любой намагниченной поверхности. Однако целиком убрать нанопорошок из природного водоема сложно. Для этого школьник предложил использовать  обычный поролон —  пенополиуретан (ППУ).

Юный химик синтезировал нанокристаллическое очищающее вещество из Fe3O4 и TiO2 внутри пористой губки. В эксперименте одиннадцатиклассника куски пенополиуретана, «заряженные» наночастицами, закрепляются на специальной мешалке, опускаются в загрязненную воду на  и начинают в ней активно вращаться. В природном водоеме роль мешалки может выполнять течение. При перемешивании реакционная смесь попадает в поролоновый плот. Капли проникают в пористые части поролона, и происходит реакция с загрязнителем. Таким образом вода очищается, остается лишь собрать сачком с поверхности реки или озера модифицированные куски поролона.

Работу отметило жюри конкурса проектных работ «Гениальные мысли», который проходит в рамках олимпиады «Высокие технологии и материалы будущего». Одиннадцатиклассник стал призёром II степени Весенней проектной школы МГУ. А также — победителем регионального трека конкурса «Большие вызовы» в «Сириусе».

Московский школьник придумал способ очистки водоемов с помощью обычного поролона и нанотехнологий Московский школьник придумал способ очистки водоемов с помощью обычного поролона и нанотехнологий Московский школьник придумал способ очистки водоемов с помощью обычного поролона и нанотехнологий Московский школьник придумал способ очистки водоемов с помощью обычного поролона и нанотехнологий

Рекомендации