Студентка Финансового университета Анна Бем. Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Можно ли доверить школьников студентам

  • 21.05.2019

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, согласно которому студенты получат право работать в школе, ведя разного рода факультативы и внеклассные занятия, и получать заработную плату. Можно ли доверить школьников студентам?

ЗА

Школе нужны молодые педагоги

Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета: 

— Идея очень хорошая. Хотя бы потому, что в школы предполагается отправить студентов педагогических вузов. Вот вам и практика. Да еще и возможность денег заработать. Чем же плохо? Разумеется, студенты должны быть не первокурсниками, а лучше курс третий-пятый. То есть молодые люди, уже имеющие знания и навыки.

Кстати, во многих высших учебных заведениях студенты уже занимаются со школьниками, организуя для ребят конкурсы, олимпиады и другие мероприятия. Но такая деятельность официально не считается работой педагога и не оплачивается. Что, на мой взгляд, несправедливо.

Мне кажется, что принятие законопроекта позволит привлечь в профессию педагога больше молодых специалистов. А ведь их в школе катастрофически не хватает! Ольга Васильева, министр просвещения, уже рассказывала, что около 30 процентов — люди в возрасте 45–55 лет. Более 23 процентов — кадры старше 55 лет. И всего 8 процентов — молодые учителя в возрасте от 25 до 29 лет. В школах катастрофически не хватает учителей начальных классов, преподавателей английского языка, математики и информатики. Поэтому, конечно, привлекать молодых нужно. Еще один важный аргумент: в силу своего возраста студенты быстрее найдут общий язык со школьниками, поскольку смогут говорить с ними на одном языке, оперировать одними понятиями. В общем, я убежден, Госдуме эту инициативу правительства стоит поддержать обязательно.

ПРОТИВ

Студент — еще не специалист

Любовь Самборская, член экспертно-консультативного совета при Департаменте образования Москвы:

— Вообще, по Закону «Об образовании», к педагогической деятельности могут быть допущены только люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Что же касается студентов, то они сейчас не имеют права даже вести школьный кружок в свободное от учебы время. Почему так? Потому что их квалификация под вопросом. Она никак не подтверждена. Если новый закон примут, то в школах появятся молодые люди с не очень понятной квалификацией. Кто будет отвечать за их работу и ее результаты, тоже пока неясно.

Есть еще один важный момент: студент студенту рознь. Есть те, кто любит детей, хочет связать свою жизнь с педагогикой и действительно придет в школу стажироваться. А есть те, кто, скорее всего, педагогом не станет, и ему просто нужны деньги. Иными словами, он придет в школу прежде всего зарабатывать. Насколько он будет хорош в качестве наставника с такой мотивацией — непонятно.

Плюс не будем забывать, студенты учатся. И учеба в вузе занимает много времени, требует усердия. Не получится ли, что, получив возможность работать в школах, студенты начнут пропускать занятия, не готовиться к семинарам — в общем, ради заработка учебу запустят? И даже если они вуз окончат, то, я подозреваю, знания многих будут недостаточны, потому что они слишком много времени посвятили работе. В общем, на мой взгляд, эта инициатива очень неоднозначна. Над ней нужно хорошо подумать.

Рекомендации