Музей Москвы запускает параллельную программу к выставке «Между Парижем и Москвой»

  • Пресс-служба Музея Москвы
  • 1.07.2025

В Музее Москвы стартует параллельная программа к выставке «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов». Она позволит окунуться в атмосферу Парижа и Москвы начала XX века и послушать музыку, которая звучала на джазовых вечеринках в кабаре и барах. Приглашенные лекторы расскажут о взаимосвязях французской и русской культуры в первой половине ХХ века и опишут ключевые феномены той эпохи через призму живописи, музыки, кино, моды. Кроме того, посетители программы смогут обучиться одному из самых красивых танцев — танго.

Программа откроется 5 июля в 17:00 — в это время состоится первая лекция-концерт из музыкального цикла «Вокруг Европы. Популярная музыка межвоенного двадцатилетия», посвященного европейской музыке 1920-1930-х годов. Посетители смогут насладиться звучанием граммофонных записей, сделанных в Париже и Лондоне в те годы, а кандидат искусствоведения, доцент консерватории, ведущий научный сотрудник отдела музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина Федор Софронов расскажет, как формировалась популярная музыка во Франции и Великобритании того времени. Вторая лекция-концерт в рамках цикла состоится 12 июля в 17:00 — она расскажет о немецкой музыкальной культуре и представит граммофонные записи из Берлина, а 19 июля в 17:00 можно будет послушать и узнать об истории формирования популярной европейской музыки 1920-1930-х годов в странах Восточной Европы и СССР. Вход по билетам.

6 июля в 18:00 пройдет милонга, вечер аргентинского танго. Этот танец был популярен в первые десятилетия XX века во Франции и в России. Именно его исполняли пары на набережной Сены из воспоминаний героев выставки Александры Бычковой и Сергея Кольцова. На вечере гости смогут познакомиться с культурой этого чувственного танца, насладиться им и по желанию записаться на курс танго. Вход по регистрации.

8 июля в Музее Москвы стартует курс «Месяц в ритме танго. Москва-Париж», посвященный тому, как менялся этот чувственный танец. Как и многие другие танцы, танго — мигрант. Много раз он перемещался со своей родины — пригородных кварталов Буэнос-Айреса — в элитные залы центра города и обратно, из Аргентины в Европу, покорял Российскую империю в первые десятилетия XX века, Советский Союз конца 1950-х, Россию конца 1990-х, и сегодня он снова популярен. Курс занятий по танго продлится до 7 августа и будет проходить два раза в неделю — по вторникам и четвергам. Обучать участников курса будет Дарья Захарова — она окончила первую школу танго Буэнос-Айреса «Богемия, уголок искусства», создала «Мастерскую танца» и выступала с танцевальными спектаклями в России, Аргентине и Европе. Абонемент на курс по ссылке.

16 июля в 19:00 состоится открытое интервью с куратором выставки Ксенией Гусевой. Она расскажет, почему выставка посвящена союзу художницы Александры Бычковой и скульптора Сергея Кольцова, как в выставочном пространстве отразились две сложные творческие линии этих авторов в контексте художественных традиции России и Франции первой половины XX века. Также на встрече речь пойдет о том, имеет ли право музейная экспозиция освещать стороны личной жизни своих героев. Участие по регистрации.

30 июля в 19:00 пройдет лекция «Окно в Москву/Париж: кинодиалог России и Франции в начале XX века», на которой историк кино, главный редактор «Киноартели 1895» Станислав Дединский расскажет, как происходило взаимовлияние французского и отечественного киноискусства в 1910-1930-е годы. Слушатели узнают, что связывало французский и советский, а еще раньше дореволюционный российский кинематограф в первой половине XX века, почему визит комика Макса Линдера в Российскую империю в 1913 году вызвал невероятный ажиотаж у публики, как первый российский режиссер-аниматор Владислав Старевич добился успеха во Франции, чем французский киноавангард обязан актеру Ивану Мозжухину и его фильму «Костер пылающий». Билеты на сайте Музея Москвы.

6 августа в 19:00 ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат искусствоведения Алексей Петухов прочитает лекцию «Художественный диалог: на кого и почему могли быть и были похожи герои выставки в Париже». Билеты по ссылке.

24 августа в 17:00 пройдет заключительная лекция в рамках параллельной программы к выставке «Между Парижем и Москвой» — «Эйзенштейн и кино Франции». Режиссер Сергей Эйзенштейн утверждал, что перед началом работы над каждой своей картиной для вдохновения перечитывает романы Эмиля Золя. Его знакомство с французской культурой (и кинематографом в частности) началось еще в детстве, а в конце 1929-го — начале 1930 годов он провел в Париже почти полгода. Именно там Эйзенштейн смог впервые на практике применить свои идеи о новом, звуковом кино, познакомиться с Луисом Бунюэлем, Жаном Кокто и Джеймсом Джойсом и прочесть одну из своих самых скандальных лекций — в Сорбонне. Историк кино, PhD Питтсбургского университета, составитель сборника лекций Сергея Эйзенштейна 1928–1929 годов Наталья Рябчикова расскажет, как кино Франции влияло на Эйзенштейна, а кино Эйзенштейна — на Францию. Билеты по ссылке.

 

Время проведения: 5 июля — 24 августа 2025

Место проведения: Зубовский бульвар, 2, Музей Москвы

Рекомендации