Москва, 22 августа 2025 года. На VI Всероссийской конференции «Августовка — 2025» образовательная платформа Учи.ру и Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ представили исследование на тему влияния искусственного интеллекта (ИИ) на работу педагогов. Сегодня технологии воспринимаются как реальный инструмент снижения нагрузки — так считают почти 80% педагогов. Практически каждый четвертый опрошенный применяет ИИ прямо на уроках. Для сопоставимой доли он стал ресурсом профессионального развития. При этом педагоги указывают, что массовое внедрение возможно только при наличии инфраструктуры — 64% ждут бесплатных решений, а 41% — встроенного обучения в тех цифровых сервисах, которыми они пользуются каждый день.
Большинство учителей уже имеют опыт работы с технологиями ИИ: треть применяют его время от времени, 23% пробовали несколько раз, а почти 18% используют регулярно. Статистика фиксирует отрицательную корреляцию со стажем: молодые учителя осваивают ИИ быстрее. Отдельно заметен тренд старшей школы, где технологии всё чаще становятся частью регулярных уроков.
Где именно ИИ помогает учителю
Основная сфера применения ИИ — подготовка к урокам (32%). Технологии помогают учителям искать идеи и темы (29%), методические решения (26,8%), конструировать индивидуальные задания (25%) и планы занятий (19%). Для самих уроков ИИ задействуют 22% учителей. Внутри этой группы 27% используют технологии для вовлечения школьников, 25% — для объяснения нового материала, 24% — для создания мультимодального контента. Еще 17% отмечают роль ИИ в мотивации детей.
23% учителей используют технологии для профессионального развития: чаще всего (56%), чтобы расширить кругозор, а также для подготовки к аттестации (23%) и самоанализа (21%).
13% педагогов с помощью ИИ ставят оценку и дают обратную связь в учебном процессе: 38% из них доверяют ИИ проверку работ, треть — предоставление комментариев ученикам, почти 30% — анализ учебных данных. Административные задачи тоже частично автоматизируются (11%) — из этой выборки ИИ используют для коммуникации с родителями (26%), отчетности по заданиям и оценкам (25%), а также для взаимодействия с администрацией школы (23%).
«Наши исследования показывают, что искусственный интеллект постепенно становится помощником во всех сферах деятельности преподавателя: от подготовки и проведения занятий до администрирования образовательного процесса и предоставления обратной связи ученикам. Снимая избыточную нагрузку, ИИ позволяет педагогам высвободить время для творчества и поиска новых инновационных решений. Более того, сам искусственный интеллект может выступать в роли критика и соавтора в их воплощении в жизнь», — комментирует заведующая Лаборатории инноваций в образовании Андреева Анастасия Александровна.
Экономия времени и снижение рутины
Почти половина (47%) респондентов отмечают, что технологии помогают разгружать рабочий день. Ещё треть считают, что на старте освоение требует усилий, но после формирования навыков ИИ действительно экономит время.
По данным аналитики, экономия времени от применения ИИ практически не зависит ни от предмета, ни от стажа. Учителя информатики, технологии и искусства действительно используют технологии чаще, а гуманитарии — реже. Но в оценке эффекта разницы нет: 79% педагогов в целом считают, что ИИ снижает нагрузку, и эта доля одинаково высока у «технарей» и «лириков».
«Сам по себе ИИ не решает проблему перегрузки. Разница возникает в том, как именно встроена технология в рабочий процесс. Когда учитель тратит силы на поиск нужного инструмента и адаптацию под свои задачи, выгода почти исчезает. Но если сервисы выстроены так, чтобы они автоматически подхватывали рутину — проверку, формирование заданий, аналитику — тогда экономия становится ощутимой. Автоматизация работы с нашим сервисом “Подготовка к уроку” снизила нагрузку у педагогов на 35%. В случае с ИИ прослеживается тот же принцип — реальный эффект возникает тогда, когда технологии встроены в привычную цифровую среду и работают на конкретные задачи, а не остаются просто экспериментом», — комментирует Илона Абаншина, руководитель регионального развития Учи.ру.
Условия внедрения технологий в рабочий процесс
Исследование подтвердило, что внедрение ИИ в школах зависит не только от желания учителей, но и от наличия доступа к сервисам, дополнительного обучения и хорошей инфраструктуры. Для 64% респондентов драйвером использования является бесплатный доступ к инструментам, 54% говорит о необходимости проведения мастер-классов, получения готовых сценариев и рекомендаци, 50% — о бесплатном обучении, 41% — об инфраструктуре в школах. При этом педагоги хотели бы учиться в уже знакомой цифровой среде: 65% выбирают обучение прямо в тех сервисах, которыми уже пользуются, 28% при этом в своих школах, еще 28% — на специальных образовательных государственных программах.
Интересно, что источники информации об ИИ тоже складываются преимущественно из практических каналов. 39% узнают о технологиях из статей и блогов, 28% — из профессиональных материалов (научные статьи, методические рекомендации и прочее), 28% — из видеоконтента.
«На примере искусственного интеллекта мы еще раз видим, что успешное внедрение цифровых технологий невозможно свести лишь к технической стороне. Эффективность определяется сочетанием нескольких факторов: наличием современной и устойчивой инфраструктуры, мотивацией пользователей, их готовностью к изменениям, а также качественным образованием и системным обучением тому, как работать с новыми сервисами. Не менее важна и среда — культурная, профессиональная и организационная, — в которой эти технологии применяются. Только в таком комплексе они действительно начинают работать на результат, повышая качество образования и открывая новые возможности для всех участников процесса», — отмечает научный руководитель Лаборатории инновации в образовании Королева Диана Олеговна.
Выборка и методология
Исследование проводилось в формате онлайн-анкетирования, включавшего как закрытые, так и открытые вопросы. Анализ данных выполнили эксперты ЛиВО НИУ ВШЭ: результаты рассчитывались от совокупности ответов категории.
В опросе приняло участие более 1500 учителей всех уровней школьного образования: 44,6% — начальной школы и 48,6% — основной и средней. По предметам выборка сбалансирована: около 20% респондентов преподают математику или русский язык, 18,6% — литературу, 10,7% — технологию, 7,4% — искусство. Существенные группы составляют также преподаватели естественных наук, иностранных языков и информатики. Среди респондентов 96,5% — женщины, что соответствует общей гендерной структуре школьного преподавания в России. География охватывает все типы населенных пунктов: от сельских школ (32,6% участников) до федеральных центров (15,5%). Таким образом, исследование фиксирует срез мнений по всей системе образования.
О компаниях
Учи.ру — крупнейшая российская образовательная онлайн-платформа для учителей, школьников и их родителей (входит в VK). Всего на платформе более 20 миллионов пользователей. Школьники 1–11 классов изучают основные и дополнительные предметы, готовятся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, участвуют в олимпиадах. Дошкольники формируют гибкие навыки и готовятся к первому классу. Учителя экономят время на подготовке к урокам, проходят обучение и используют цифровые инструменты для вовлечения учеников. Курсы платформы входят в перечень электронных образовательных ресурсов Минпросвещения РФ.
Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ — научное подразделение Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», занимающееся исследованиями в сфере образовательных инноваций, цифровых технологий, ландшафта образовательной экосистемы в России и за ее пределами. Лаборатория является организатором Конкурса инноваций в образовании (КИВО) — крупнейшего проекта в этой области, который проводится уже 12 лет совместно с партнерами. В рамках конкурса выявляются и поддерживаются лучшие образовательные инициативы. Победитель получает денежный приз в размере 1 млн рублей, а также возможности для масштабирования и интеграции своих идей в образовательную практику. Топ-100 проектов будут награждены по номинациям и получат призы от партнёров.