Открытие выставки «Отец и сын»

  • 4.12.2024

В музее-заповеднике «Остафьево» впервые покажут живопись и графику, выполненные последними владельцами усадьбы, отцом и сыном, Павлом Сергеевичем и Василием Павловичем Шереметевыми. Межмузейный выставочный проект позволит взглянуть на личности Шереметевых с другой стороны, раскроют их как художников. На выставке представлены более сорока предметов, среди которых портреты, пейзажи и интерьеры дворцов Шереметевых.

«Значительная часть художественного наследия Павла Сергеевича хранится в государственных музеях и доступна для изучения. Живописные и графические работы Василия Павловича, в основном, находятся в частных коллекциях и знакомство с ними затруднено. На нашей выставке произведения отца и сына Шереметевых, соединятся, пусть ненадолго, в родных стенах усадьбы Остафьево», – отметил директор музея-заповедника «Остафьево»-«Русский Парнас» Андрей Лоскутов.

Павел Сергеевич Шереметев (1871-1943) окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, был профессиональным историком. В сферу его научных интересов входило изучение культуры дворянских усадеб, этнографии, русских художественных промыслов, генеалогии.

Сознавая, историческое и культурное значение усадьбы Остафьево, ее богатое литературное прошлое, Павел Сергеевич обстоятельно изучал, описывал, систематизировал архив и предметы искусства князей Вяземских, хранящиеся в Остафьеве, а после Октябрьской революции стал заведующим усадебным музеем.

С детства Павел Сергеевич увлекался рисованием, проявлял незаурядные способности. Он много путешествовал по России, исследуя небольшие города и селения, где каждый уголок хранил в себе уникальную атмосферу и историю. Его поездки включали посещение дворянских усадеб, старинных монастырей и живописных природных ландшафтов, вдохновлявших художника на создание рисунков.

Шереметев вдумчивый, чуткий художник, в рисунках отражается его нежное чувство к изображенному мотиву. Историк по призванию, исследователь повседневной жизни, он часто делал на рисунках поясняющие надписи с указанием места, даты, события, словно документировал изобразительный источник.

Василий Павлович Шереметев (1922-1989) рано обнаружил потенциал художника, в возрасте семи лет победил в конкурсе детских рисунков. У отца он унаследовал не только способности к живописи, но и духовно-нравственные ориентиры и душевное благородство. Василий Павлович стал профессиональным художником, окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова с дипломом театрального художника-декоратора.

В пятидесятые годы Василий Павлович Шереметев принимал участие в оформлении мозаичными панно кольцевых станций московского метрополитена «Киевской» и «Комсомольской». Эскиз сюжета для панно «Рабочий, читающий газету «Искра», был дипломной работой Шереметева.

За годы творческой биографии Василий Павлович был участником московских выставок, создал сотни живописных и графических работ. В их числе пейзажи, композиции на строительную тему, портреты близких людей и современников, этюды с танцующими фигурами, выполненные в хореографическом училище, эскизы декораций к театральным постановкам по произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Борис Годунов».

В наше время его творчество забыто, работы Василия Павловича не представлены в экспозициях и на выставках музеев. Тем ценнее для нас возможность увидеть работы этого замечательного художника и его отца на данной камерной выставке.

 

Дата проведения:

12 декабря 2024 года — 26 января 2025 года

Дата открытия:

12 декабря, 15:00

Место проведения:

Государственный музей-заповедник «Остафьево»-«Русский Парнас», Москва, улица Троицкая, 10

 

Рекомендации