«Угрюм-река» - советский художественный телефильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1968 году режиссёром Ярополком Лапшиным, по одноименному роману В.Шишкова. На съемочной площадке оператор постановщик Василий Кирбижеков (слева) и исполнитель главной роли Прохора Громова - артист Георгий Епифанцев. В. Каушанов, РИА Новости

Разбойничья романтика золотой сибирской лихорадки

  • Артем Чубар
  • 28.09.2020

На Первом канале скоро выходит 16-серийный фильм «Угрюм-река». Еще на стадии запуска критики и киноведы взялись сравнивать новый проект с одноименной лентой, снятой в 1968 году Ярополком Лапшиным. И, наверное, вряд ли стоит считать случайным совпадением, что нынешняя премьера фактически приходится на 100-летнюю годовщину со дня рождения этого самобытного режиссера.

Ярополк Лапшин родился 28 сентября 1920 года. Жизнь прожил непростую, долгую и интересную. 91 год, не шутка. Раннее детство провел на Украине, школьные годы — на Дальнем Востоке, куда переехала его семья. Подростком увлекся театром и в 1938-м, получив аттестат, уехал в Москву, поступать. В итоге попал во ВГИК, в режиссерскую мастерскую мэтра советской кинематографии Льва Кулешова.

В 1944-м Лапшина по распределению отправляют помощником режиссера на Свердловскую киностудию. Там, за Уралом, он и снял самые известные свои работы. Первые три фильма Лапшина («Пора таежного подснежника», «Шестнадцатая весна», «Игра без правил») публика восприняла весьма сдержанно. Известность режиссеру принесла четырехсерийная лента «Угрюм-река» по одноименному роману исследователя Сибири Вячеслава Шишкова. Картина вышла на экраны в 1968 году.

Главный герой, Прохор Громов, — достойный продолжатель дела своего отца, сибирского купца и промышленника Петра Громова. Прохор — человек целеустремленный, амбициозный, жесткий, когда требует ситуация, и при этом безукоризненно честный. Такие люди составили (да и до сих пор составляют) славу покорителей Сибири. Суровый край — суровые нравы.

Но есть изрядный скелет в шкафу: Данила Громов, дед главного героя, свое состояние нажил путем бесчестным и кровавым, разбойничая на таежных тропах. Умирая, он открылся сыну. И эта тайна темным пятном легла и на дальнейшую судьбу Петра, и на его наследника Прохора.

Угрюм-река — название вымышленное. Исследователи творчества Вячеслава Шишкова полагают, что прототипом для этого топонима послужила Нижняя Тунгуска, по которой Шишков прошел с экспедицией в 1911 году.

Характеры и завязку для романа писатель также взял из реальной жизни. Прототипом деда-разбойника стал Петр Матонин, чьи предки в 1700 году основали село Матона (ныне — поселок Кекур) на реке Бузим, притоке Енисея. Петр грабил торговцев пушниной и золотодобытчиков, проезжавших по дороге Енисейск — Красноярск. Добычу прятал, а перед смертью рассказал про свой разбойничий клад внуку Косьме.

Действие романа и фильма разворачивается на фоне золотой лихорадки, охватившей Сибирь в конце XIX — начале XX века. По мере развития сюжета Прохор Громов из юного идеалиста, мечтающего прославить свою фамилию не только по Зауралью, но и по всей России, превращается в матерого хищника-капиталиста, не брезгующего ничем для увеличения своего богатства. В ход идет все: подкуп, интриги, убийства… Плюс любовный треугольник между ним, роковой красавицей Анфисой и его отцом. Впрочем, давать в данном случае спойлеры — только портить впечатление. Что от фильма, что от книги.

Ярополк Лапшин еще не раз обращался к сибирской фактуре. И в «Приваловских миллионах» по роману Дмитрия Мамина-Сибиряка, и в «Демидовых» он словно бы доказывал, что делать качественное кино можно и на изрядном удалении от столицы.

Рекомендации