Система образования должна стать более гибкой

  • Борис Деревягин, независимый аналитик образования
  • 20.05.2024

Министр просвещения России Сергей Кравцов объявил о разработке новой стратегии развития образования до 2035 года. Мы попросили наших экспертов высказаться по тем задачам, которые они считают стратегическими.  

Есть несколько пунктов того, что можно было бы поменять в системе образования. Во-первых, отказаться от понятия «образовательная программа», потому что оно очень жестко регламентирует все стадии формирования учебного процесса и не позволяет подходить гибко к имеющимся задачам. Лучше было бы нацелиться на результаты образовательного процесса. Кроме того, профессиональное образование стоит привязать к системе госзаказов со стороны предприятий, а образование, которое касается формирования гражданской ответственности, отнести к отдельной ветви. Далее стоит развести понятие научного образования и управленческого.

Чтобы управлять и обладать соответствующими компетенциями, получать специальное образование не нужно, тут эффективнее будет, скорее, экзамен на должность. Также нужно решить вопрос с ЕГЭ. Лучше уходить от истории, что дети не сдают экзамены по всем предметам. Узкая специализация приводит к тому, что многие молодые люди проходят мимо себя и своих возможностей. Требуется перечень образовательных дисциплин, которые выпускник полного общего образования должен знать назубок и сдавать устно. Кроме того, было бы здорово позволить проводить Единый госэкзамен круглогодично и давать неограниченное количество попыток.

Рекомендации