Начиная с 2023 года город проводит комплекс мер по модернизации и системному развитию среднего профессионального образования. В ее основе лежит два базовых принципа:
— актуальность и востребованность (образовательные программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей и профессиональных ассоциаций);
— практикоориентированность (студенты погружаются в профессиональную среду с первого курса обучения в колледже, а практические занятия составляют не менее 70 процентов всего времени обучения и проходят под руководством опытных наставников и мастеров производственного обучения).
Один из ключевых элементов изменений — постоянное взаимодействие с работодателями, работа под их запрос. Сегодня у городских колледжей более трех тысяч партнеров из всех отраслей экономики.
Еще одно важное направление модернизации среднего профессионального образования в Москве — масштабное переоснащение колледжей. В течение нескольких лет планируется переоборудовать или создать заново более двух тысяч лабораторий и мастерских. Это позволит проводить практические и лабораторные работы на современном технологическом уровне с применением оборудования, которое работает на предприятиях города.
На базе современных производств также появятся три флагманских центра практической подготовки. Один из них, расположенный в индустриальном парке «Руднево», открыли в октябре 2024 года.
В планах до 2031 года — построить семь инновационных образовательных кампусов общей площадью более 400 тысяч квадратных метров для размещения свыше 60 тысяч студентов. Среди них — колледжи в сферах креативной индустрии, информационных технологий, здравоохранения, гостеприимства, промышленности, транспорта, строительства и других.
Александр Семенников, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по образованию
Это очень важное решение, которое позволит выровнять качество образования во всех московских школах. Мы уже отошли от той ситуации, когда в городе существовали элитные школы, куда все стремились попасть, а родители любыми способами пытались устроить туда своих детей. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы во всех школах Москвы качество образования было одинаково высоким. Именно поэтому я поддерживаю введение единого норматива, а также повышение норматива для учащихся, особенно с пятого по девятый класс. Это тот возраст, когда формируется личность ребенка, его интересы, и здесь важно не просто тратить, а именно инвестировать средства из бюджета Москвы в наших детей, в наше будущее, будущее столицы и всей России.
Нормативное финансирование — это сумма, которая выделяется из бюджета города на одного ребенка. Этот показатель отражает все усилия городских структур, направленные на достижение более высоких и качественных результатов в образовании. Повышение этого норматива свидетельствует о возрастающем внимании к сфере образования, о более высоких требованиях к педагогам, а также о стремлении улучшить качество образовательной среды — классов, помещений и зданий, где учатся дети. Безусловно, будущее принадлежит таким наукам, как математика, естественные науки, физика, химия, биология, экология, а также междисциплинарным направлениям на стыке этих дисциплин.
Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно»
Сегодня есть острая нехватка людей, которые оснащены знаниями в сфере точных наук. Мы под точными науками, как правило, понимаем и информатику, и математику, и физику, но на самом деле в этой же «корзине» биология, химия и другие аспекты естествознания, включая астрономию.
Предметов естественно-научного цикла, как таковых, если мыслить в предметной категории, в начальной школе нет. Там есть окружающий мир — это первое приближение к природе, я бы так сказал, к пониманию природы. Математика же — она актуальна с самого начала обучения.
Москва стала первым городом, который реально внедрил принцип подушевого финансирования. До 2010 года ситуация была иной: гимназии и лицеи получали один уровень финансирования, а обычные школы — другой, причем значительно меньший. Введение подушевого финансирования стало первым серьезным шагом к выравниванию условий. Это обеспечило равный доступ к качественному образованию для всех детей в Москве. Следующим шагом стали масштабные инвестиции в образовательную сферу. Эти вложения показывают, что решения в Москве принимаются не с расчетом на ближайшие дни, а с перспективой на многие годы вперед. Это яркий пример стратегического мышления руководства города.
Хочу также отметить значительные инвестиции в создание современной образовательной среды. Сегодня в Москве активно проводится не просто капитальный ремонт, а полноценная реконструкция школьных зданий. Формируется такая среда, которая мотивирует детей к множественным пробам, а в подростковом возрасте именно пробы и эксперименты играют ключевую роль. Благодаря этому возрастает мотивация к учебе и стремление к успеху.
Михаил Случ, директор лицея «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова
Ключевыми, конечно, являются пятые — девятые классы. Я бы сказал, что пятый, шестой, седьмой. В этот момент математика из обычной арифметики превращается в алгебру, появляется геометрия, и, как правило, школьники окончательно теряют интерес к ней, либо, наоборот, готовы дальше учиться. Здесь очень важен учитель, он может очень многое сделать для того, чтобы ребята дальше развивались в математическом и естественно-научном направлении.
В первую очередь, это связано с интересами страны. Эти предметы, технологии, в широком смысле слова — биотехнологии или информационные технологии, они сейчас на подъеме, они очень востребованы не только у нас, но и во всем мире. Ребята об этом знают и понимают, что дальше у них есть шансы нормального профессионального развития.
Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института
Система общего образования Москвы активно развивается, и мы ежегодно наблюдаем, как к нам приходят хорошо подготовленные и мотивированные выпускники московских школ, включая победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам. Сегодня перед страной и перед Москвой, как ведущим образовательным и экономическим центром России, стоит задача массовой подготовки школьников в области естественно-научных дисциплин — физики, химии, биологии, информатики и математики. Это требует более раннего вовлечения школьников в научную деятельность, поскольку интерес к науке формируется уже в пятом — шестом классе. Особенно важно, что в предстоящей московской программе сделан акцент на основную школу. Начиная с пятого, шестого и седьмого классов, благодаря дополнительным занятиям и возможности проведения экспериментов в области физики, химии и биологии, будут формироваться мотивационные механизмы, которые в дальнейшем позволят школьникам переходить в специализированные классы в 10–11 классах и углубленно изучать эти важные предметы.
Я убежден, что интерес к физике, математике и информатике формируется у ребенка уже в начальной школе. Конечно, в первом — втором классе дети еще не обладают достаточными знаниями для полноценного изучения этих наук, но интерес можно пробудить через решение простых задач и участие в элементарных экспериментах. Очень важно, чтобы такие возможности появлялись у школьников уже с начальных классов. А в основной школе, начиная с пятого — шестого класса, необходимо системно выстраивать эту работу, предоставляя ученикам возможности для дополнительных занятий, углубления знаний и улучшения понимания материала.
Интерес к науке и познанию окружающего мира может возникнуть у ребенка в любом возрасте, даже в дошкольном. Дети часто задают вопросы: «Почему мир устроен именно так? Почему идет дождь или появляется радуга?». Именно естественные науки дают ответы на эти вопросы. Чем раньше мы пробудим этот интерес у школьников, тем лучше. В начальной школе это должно происходить с учетом уровня знаний и интеллектуального развития детей, а в основной школе, начиная с пятого — шестого класса, можно активно вовлекать их в дополнительные занятия, стимулируя интерес к изучению математики, физики, химии и биологии. В старших классах, как это уже происходит сегодня, проводится профилизация, то есть углубленное изучение этих предметов и подготовка к экзаменам для поступления в профильные вузы.
Для любой страны, включая Россию, крайне важно обеспечить интеллектуальное, технологическое и, как следствие, экономическое единство. Современное экономическое развитие напрямую связано с развитием высоких технологий, а для этого необходимы хорошо подготовленные инженерные и научно-технические кадры. В свою очередь, их подготовка требует глубокого изучения таких дисциплин, как математика, информатика, физика, химия и биология — предметов естественно-научного цикла. Именно этим объясняется особая важность этих предметов в школьной программе.
Москва — это не просто столица нашей страны, но и мегаполис с мощным научно-технологическим потенциалом, сопоставимым с другими ведущими мировыми столицами. Поэтому для Москвы крайне важно сохранять научно-технологическое лидерство, а его основа закладывается именно в школах и университетах
Анатолий Каспржак, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Математика — это инструмент для изучения естественных наук. Это не только отдельный предмет, который учит ребенка алгоритмике, но и основа для понимания естественно-научных дисциплин. Однако возникает вопрос: как сделать изучение этих предметов интересным для детей? Давайте немного отвлечемся. Когда я был маленьким, мне очень хотелось разбирать часы. Думаю, современному ребенку такой интерес — сломать первые ходики, висевшие у бабушки дома, — уже не удовлетворить. Ему нужно что-то большее. И это, если вдуматься, и есть интерес к естественным наукам. В начальной школе занятия, где ребенок что-то делает руками, просто прекрасны. Тем более, сегодня дома ему нечего сломать, и даже взрослый не сможет удовлетворить этот интерес.
Недавно мы обсуждали, что раньше я мог открыть капот машины и сам что-то починить, а сейчас, открыв капот, я только чешу за ухом и еду на станцию техобслуживания, потому что ничего не понимаю. Вероятно, занятия в начальной школе, где ребенок будет что-то разбирать, изучать, — это очень полезно. Я не призываю к тому, чтобы он все ломал, но сам процесс, когда он будет копаться в предметах, крайне интересен и полезен с педагогической точки зрения. Особенно если это происходит в группе, в рамках проектного обучения. Если это будет лаборатория или практикум, я горячо поддерживаю такой подход.
Как гражданин, я убежден, что стране сегодня нужны люди, занимающиеся высокими технологиями, а это требует глубокого изучения физики и математики. Мы должны стремиться к этому, ведь школьный учитель, по сути, выполняет заказ. Сегодня этот заказ очевиден: изучение естественных наук и математики крайне важно в связи с переориентацией российской промышленности, включая московскую.