Site icon Пресса в образовании

Средневековье-онлайн: как проходят популярные занятия в библиотеке Московского дворца пионеров

Средневековье-онлайн: как проходят популярные занятия в библиотеке Московского дворца пионеров

Для школьников в библиотеке Московского дворца пионеров организованы онлайн-лекции цикла «Мифы и легенды. Средневековье» — занятия, которые знакомят младшеклассников с ключевыми сюжетами и персонажами мировой культуры. Автор цикла Николай Гладких рассказал о том, почему этот цикл популярен не только среди детей, но и среди родителей.

— Николай, как у Вас появилась идея создания курса?

— Курс родился из моих увлечений. «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна были любимой книгой буквально с того времени, как я научился читать. А самым первым ошеломляющим впечатлением лет в 5–6 стал диафильм «Аргонавты». Потом добавились «Скандинавские сказания» и другие книги. На личном опыте я ощутил, что для любознательного младшеклассника в моем курсе нет ничего сложного. Хотя родители тоже иногда слушают с интересом.

В начале 90-х годов я преподавал мировую культуру в колледже и задумался, как рассказать о греческой мифологии ребятам-негуманитариям. Допустим, какие-то сюжеты можно дать для самостоятельного чтения, что-то рассказать, но как дать им представление, чем эти истории были для всей западной культуры? Решение подсказало другое мое увлечение, тоже со школьных лет – коллекционирование открыток с произведениями мировой живописи, у меня было их несколько тысяч. Заодно через картины рассказывал о художниках, и о том, как в разные эпохи представляли себе античных богов и героев, встречу Эдипа и сфинкса, Троянскую войну, путешествие Одиссея и многое другое.

Когда мне предложили сделать образовательный курс для детей, я, конечно, вспомнил тот опыт. Но возможности сегодня совсем другие – интернет дает доступ к огромным хранилищам цифрового материала; это не коллекция открыток, пусть даже большая, но ограниченная. В презентацию можно вставить изображения исторических артефактов, карты, портреты, картины, иллюстрации из книг, даже трейлер фильма или музыкальный трек, например, «Полет валькирий» Вагнера. Я веду этот курс в Московском дворце пионеров второй год и постоянно его перестраиваю, обновляю и дополняю.

— Почему так важно знакомить младшеклассников с ключевыми сюжетами и персонажами мировой культуры?

— Во-первых, это интересно. Это лучшее, что создала фантазия разных народов, и что прошло через фильтры литературы, искусства и осмысления ученых. Во-вторых, за образами богов и героев и сюжетами мифов и легенд стоят разные картины мира, и мы можем поговорить с детьми о том, чем не похожи представления египтян, вавилонян, греков, римлян, кельтов, германцев, славян, что у них общего, как они влияли друг на друга, что черпает из этого современная культура? Когда мы говорим о средневековых легендах, я часто напоминаю, что легенда – это не то, как было на самом деле, а идеализированное представление о том, чего люди хотят и не хотят. Веры, надежды, любовь здесь всегда сплетены со страхами и осуждающими оценками, и отрицательные примеры не менее важны, чем положительные. Легенды часто заканчиваются печально, но это не значит, что зло побеждает; легенда не всегда наказывает зло, но она всегда его осуждает, и не физическая, а моральная победа добра делает легенду вечной.

— По какому принципу Вы отбираете сюжеты и персонажей, на каких примерах показываете укоренение персонажей в мировой литературе, какие бродячие сюжеты Вам кажутся важными?

— Отбираю, прежде всего, по их роли и присутствию в мировой культуре. Обязательно должны быть ключевые фигуры – Геракл, Персей, Тесей, Одиссей, Эней, Беовульф, Кухулин, Сигурд, король Артур, Робин Гуд и другие. При этом особенно люблю истории, которые можно «протянуть через эпохи» и рассказать, какие приключения переживает один герой в разные времена у разных авторов. Например, Хроудланд был сподвижником Карла Великого, погибшим при отходе его армии из пиренейского похода. Вся информация о нем содержится в одном абзаце «Жизни Карла Великого», написанной в VIII веке. Но к XII веку Роланд становится главным героем национального эпоса, воплощающим идеалы рыцарской доблести и верности. А в Эпоху Возрождения Боярдо и Ариосто делают этого героя влюбленным и даже потерявшим рассудок от любви – отношение к рыцарству стало игровым и ироничным.

Кроме этого, у меня есть несколько лекций, описывающих мифологический «фон», на котором действуют боги и герои: «Введение в драконоведение», «Волшебный мир европейского средневековья», «Магия черная и белая».

Укоренение показываю на изобразительном материале, на том, как бродячие сюжеты и образы развиваются в фэнтези и кино, операх и мюзиклах.

— Какие интересные вопросы Вам задают слушатели?

— Нередко бывают вопросы, связанные с тем, что я рассказываю не так, как слушатель прочитал в какой-то из книжек. Это абсолютно нормально, потому что вариативность и в самой мифологии, и в ее пересказах и интерпретациях очень велика. Бывают вопросы мировоззренческие. Однажды спросили, почему в греческих мифах так много мрачного и счастливых героев, похоже, что не бывает. Я сослался на профессора Алексея Лосева, который писал, что бытие греческих богов – это юмор, потому что они бессмертны и любая ошибка для них не ведет ни к чему катастрофическому. А бытие героя всегда трагично, так как любой его шаг ведет к последствиям, которые нельзя изменить.

Когда общаешься вживую, дети просто засыпают тебя вопросами; в онлайне это технически сложнее, потому что вопросы надо писать в чате. Но, конечно, виртуальные занятия пришли всем нам на помощь, и летние встречи курса будут зрителям не менее интересны.

С расписание встреч в июле можно ознакомиться по ссылке:

https://vg.mskobr.ru/novosti/moskovskij_dvorec_pionerov_priglashaet_na_onlajn-zanyatiya_dlya_detej_o_mifah_i_legendah_srednevekov_ya/