В «Лаборатории Касперского» прошла конференция «Взрослые и дети в интернете: альтернативные цифровые реальности», где поднимались актуальные на сегодняшний день вопросы цифровой безопасности младшего поколения.
— Ежегодно мы проводим исследования, касающиеся детской безопасности в сети, и в этом году темой стали альтернативные цифровые реальности. Зачастую бывает, что понятия взрослых и детей о цифровом мире сильно различаются. Родители часто не знают точно, что их дети делают в интернете, и на этом мы делаем акцент. Наша задача стоит в том, чтобы объяснить, что стоит за различными мифами о цифровом мире, и дать родителям возможность чуть лучше понять, чем занимается ребенок в сети, какой контент размещает, с кем общается и что вообще интернет знает о нем, – рассказал руководитель направления детской онлайн-безопастности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко.
На конференции поднималась тема личных устройств у детей. Спикеры обсуждали, когда лучше дать ребенку в руки первый гаджет, и как обезопасить его от угроз, что несет за собой нахождение его в интернете. Часто родители используют свои устройства чтобы отвлечь ребенка, занять чем-нибудь, например в поездке или общественном месте. А порядка 88 процентов детей от 7 до 10 лет уже имеют свои гаджеты.
— Родителям кажется, что если сказано о том, что четко в 7 лет нужно дать ребенку телефон, то все, например за полгода до они могут расслабиться. Но дать точную цифру невозможно, так как и все дети разные, и обстоятельства к этому шагу в каждом случае индивидуальны. Ничего страшного в том, чтобы дать телефон ребенку раньше нет, от этого он моментально не отупеет, глаза не станут квадратными. Поэтому здесь нужно отталкиваться от характера каждого конкретного ребенка, от его интересов и темперамента. А чтобы избежать полного ухода в цифровой мир, нужно просто организовать досуг ребенка так, чтобы времени хватало на все, и это не доставляло неудобств, –объяснила детский психолог Ольга Бочкова.
Одним из основных вопросов конференции стало понятие онлайн-груминга. Онлайн-груминг является серьезнейшей проблемой современного интернета, а заключается в том, что посторонние люди устанавливают с ребенком доверительные отношения, для дальнейшего получения приватных фото или видео, которые могут повлечь за собой попытку шантажа, и сильно повлиять на психику жертвы. По статистике, с попытками онлайн-груминга сталкивались порядка 79 процентов детей.
— Очень много детей публикуют информацию о себе в сети, и оставляют ее в открытом доступе, за чем следуют заявки в друзья от незнакомых людей, которые ребенок не всегда игнорирует. Самый высокий процент таких заявок получают дети от 7 до 10 лет, то есть самые юные пользователи, которые только начинают свое знакомство с интернетом, и не знают, как реагировать в таких ситуациях, – рассказал Андрей Сиденко.
Еще одной важной темой для обсуждения стало влияние игр на детей. Среди большинства родителей ходит множество мифов по этому поводу, и мало кто адекватно воспринимает современные игры, предложенные в сети. Есть мнение, что многие из них вызывают у детей жестокость, учат «плохому». Но так ли это на самом деле, и что можно сделать, чтобы чуть лучше познакомиться с интересами своего ребенка?
— Основываясь на личном опыте могу сказать, что ничего плохого в играх нет. Но бывает, родители видят ту или иную игру, и думают: — Боже, там кто-то кого-то убивает! Это кошмар! Мой ребенок в это играть не будет!». Но мы же сами играли в подобное в детстве. Например, «войнушка» или «Казаки – разбойники». Только делали это в реальной жизни, а не в онлайн пространстве. Так что все это было и у нас. А когда ты играешь во что-то рядом с ребенком, это дает возможность обсудить все представленные проблемы в реальности, разобрать что действительно плохо, и где уместно то или иное поведение. Станьте другом своему ребенку, и ни одна игра не сделает вашего его чудовищем. Я против категоричности. Хорошо и плохо мы можем узнать только тогда, когда видим и хорошо, и плохо. Нужно разговаривать с ребенком, и формировать в нем то видение мира, которое не противоречит моральным нормам. Хорошо если ребенок знает, где и чему место, – рассказала Ольга Бочкова.
Медийная безопасность ребенка — это очень важно, и только в силах родителей, не отталкивать детей от себя, а научить реагировать на угрозы так, чтобы он не пострадал – ни морально, ни физически.