Тревога перед школой: 40% родителей не знают, как подготовить ребенка к новому учебному году и сохранить спокойствие

  • Горшкова Анастасия PR-менеджер UCHi.ru
  • 21.08.2025

Сервис онлайн-психотерапии «Ясно» и образовательная платформа Учи.ру в рамках проекта “Звонок для родителя” провели совместное исследование среди родителей школьников и выяснили, что именно вызывает стресс в августе, как взрослые оценивают эмоциональное состояние своих детей и чего им не хватает для уверенной подготовки к 1 сентября.

Старт учебного периода вызывает волнение не только у детей, но и у их родителей 

Результаты показали: август редко воспринимается как спокойный период. Более 42% родителей признались, что начинают волноваться уже при одном упоминании о 1 сентября. У 45% в этот момент появляется сожаление от того, что заканчивается лето, а почти 20% воспринимают этот период как утомительный марафон школьных сборов. Тревога чаще всего начинается еще на этапе планирования — при виде родительских чатов и постов в социальных сетях о том, что  «все уже купили».

Родители чувствуют себя уверенно, когда покупают школьные принадлежности: 30–38% заявляют, что «все под контролем». Но когда дело доходит до эмоций и мотивации ребенка,  уверенность пропадает:

  • 42% родителей признаются, что не знают, как заинтересовать ребенка учебой,
  • 26% опасаются, что не смогут создать позитивный настрой перед школой. 
  • 20 % не понимают, что на самом деле чувствует ребенок

Более трети постоянно чувствуют вину  — им кажется, что любая их ошибка может осложнить адаптацию. При этом только 19% респондентов уверены в своих действиях и сохраняют внутреннее спокойствие.

Возрастные различия: тревога растет на переломных этапах

Анализ в возрастной разбивке показал: тревоги родителей сильно меняются от класса к классу.

  • 1 класс — точка наивысшей неопределенности: тревоги распределены равномерно между мотивацией (34%), закупками (31%) и эмоциональным состоянием ребенка (31%). Это говорит о комплексной неуверенности: родители ощущают ответственность, но не знают, как ее реализовать.
  • 2–4 классы — время, когда усиливаются переживания за мотивацию ребенка  (до 43%) и снижается обеспокоенность остальными аспектами. К этому периоду у ребенка обычно проходит первый восторг от обучения в школе, что усложняет задачу родителей в поддержании интереса к образованию    
  • 5 класс — вторая критическая точка после первого: тревога из-за мотивации достигает пика (49%). Родители говорят о трудностях адаптации к новой системе — предметы, учителя, расписание.
  • 6–11 классы — тревога сохраняется, но становится менее выраженной. В фокусе — организационные задачи и логистика. При этом только 14% продолжают беспокоиться о чувствах ребенка — подростковая закрытость и родительская «усталость» дают о себе знать.

Социальные сети усиливают давление, а диалог с ребенком дается нелегко: почти каждый пятый родитель чувствует давление из-за “идеального” образа. Только 37% родителей удается собирать детей в школу без сравнений себя с другими. 

На фоне этого родители стараются поддерживать детей, но признают: далеко не всегда понимают, как именно это сделать. Четверть респондентов уверены, что ребенок адаптируется в процессе, однако почти каждый пятый из них считает, что он не осознает серьезности школы. 14% замечают тревогу у ребенка, а 10% подозревают, что он переживает, но не озвучивает этого. Часть родителей (13%) вообще не могут понять, что чувствуют их дети в августе, и это вызывает у них дополнительное напряжение.

Какая помощь нужна ребенку и родителям в подготовке к новому учебному году? 

45% родителей считают, что ребенку помогает сбор рюкзака и покупка канцелярии, 44% — повторение школьного материала, а 33% — возвращение в привычный режим дня. Однако при этом 13% родителей признались, что никакие методы не работают — ребенок сопротивляется возвращению в школу. 

В таких ситуациях родители не прочь обратиться за помощью — и больше всего им бы помогли четкие списки от экспертов и учителей с инструкцией, что нужно купить и что не забыть к началу обучения — так ответили около четверти респондентов. 21% указали на потребность в подсказках, как говорить с ребенком о страхах и волнении. 17% хотели бы получать напоминания, что важно обсудить до начала учебного года. При этом 22,7% заявили, что не нуждаются в поддержке — чаще всего это родители старших школьников.

«То, как ребенок справляется с учебой, напрямую зависит от состояния родителя. Речь не о том, чтобы ночами сидеть над уроками, а о внутреннем балансе и готовности быть рядом. Мы верим в простой принцип: сначала позаботься о себе, чтобы дать больше ребенку. И в этой задаче образовательные сервисы и платформы играют важную роль — не только давать детям знания, но и поддерживать родителей в их ежедневных вызовах. Именно поэтому мы запустили проект “Звонок для родителя” к началу учебного года. Мы собрали в нем гайды, чек-листы и советы экспертов, которые помогают взрослым увереннее проходить этот период. Партнерство с “Ясно” усиливает этот формат профессиональной психологической поддержкой, чтобы у родителей был не только план действий, но и внутренний ресурс оставаться вовлеченными в развитие ребенка весь год», — отмечает Анна Артюх, руководитель департамента внешних коммуникаций образовательной платформы Учи.ру

Как показало исследование, больше всего в поддержке нуждаются родители первоклассников и пятиклассников, в остальных же случаях помощь нужна скорее ситуативно. В комментариях к открытым вопросам многие мечтают о плавной подготовке без стресса: «не перегореть в августе», купить все необходимое и сохранять уверенность. Основная тенденция исследования такова: чем спокойнее родители, тем легче ребенку начать учебный год.

Безболезненно влиться в образовательный процесс родителям и детям позволяют различные методы саморегуляции, один из которых — работа со специалистом. Как показывает практика, регулярные сессии с психологом помогают стабилизировать эмоциональное состояние и быстрее справляться с трудностями. 

«Данные исследования подтверждают системную проблему: родители располагают достаточными ресурсами для материально-технической подготовки к школе, но испытывают дефицит компетенций в области эмоциональной поддержки детей. Особенно заметно, что пики родительского беспокойства приходятся на 1-й и 5-й классы — именно тогда семьям особенно нужна профессиональная поддержка, чтобы пережить эти переломные моменты спокойно», — комментирует Мария Игнатьева, психоаналитический психотерапевт, психолог сервиса «Ясно».

Методология: в опросе приняли участие 1 800 россиян, воспитывающих одного или нескольких школьников. Респонденты представляли разные регионы страны. Исследование проводилось в формате онлайн-анкетирования, включавшего как закрытые, так и открытые вопросы.

Исследование проведено совместно сервисом онлайн-психотерапии «Ясно» и образовательной платформой Учи.ру.

«Ясно» — первый и самый крупный в России сервис онлайн-психотерапии, созданный психологами. 4 400 специалистов, прошедших строгий отбор, индивидуально помогают найти себя, наладить отношения с близкими, справиться с тревогой и повысить качество жизни. С 2017 года 350 000 человек нашли своего психолога на Ясно

«Учи.ру» — крупнейшая российская образовательная онлайн-платформа для учителей, школьников и их родителей (входит в VK). Всего на платформе более 20 миллионов пользователей. Школьники 1–11 классов изучают основные и дополнительные предметы, готовятся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, участвуют в олимпиадах. Дошкольники формируют гибкие навыки и готовятся к первому классу. Учителя экономят время на подготовке к урокам, проходят обучение и используют цифровые инструменты для вовлечения учеников. Курсы платформы входят в перечень электронных образовательных ресурсов Минпросвещения РФ.

Рекомендации