В школе 657 в этом учебном году была создана редакция школьной газеты.
Это еще один инструмент развития медиаграмотности и формирования медиакомпетенций в рамках Центра медиаобразования «Арт-Медиа студия Парашют».
Особенность газеты в том, что создают ее учащиеся начальной школы. А потому цели и задачи образовательной программы в формате «школьная газета» всего две – развивать внутренние и внешние коммуникации. Другими словами – научить, во-первых, младших школьников искать информацию по заданной теме и формулировать конкретные вопросы, которые раскроют эту тему с необычной стороны. Это внутренние коммуникации. Во-вторых, научиться выстраивать коммуникации с собеседником/группой людей. Это внешние коммуникации.
Для малышей это очень сложные задачи. Но именно газетный формат помогает им поэтапно выстраивать коммуникации, борясь с внутренними блоками, страхами и комплексами.
Теперь о том, как это работает. Безусловно, и название, и макет газеты был предложен ребятам с самого начала. И они молниеносно согласились с название их редакции «Шпаргалка для началки». Постепенно от первого выпуска к последующим, они разбирались, что такое газетная полоса и разворот, кто и почему будет читать их газету, затем также поэтапно формировали рубрикатор. Но до сих пор слово «МАКЕТ» газетного формата для них еще загадка. Почему?
Все дело в том, что нынешнее поколение воспринимает действительность, а также информационное поле, мозаично. Клиповость или порционность получения информации помогает ребятам складывать все в единую картинку (именно картинку!) И только тогда, когда эта картинка сложилась, можно переходить на новый этап – расширение медиапространства (от картинки собственного восприятия мира к полноценной картине окружающей действительности).
И вот тут встает вопрос, где найти тот понятный газетный формат, который не отпугнет, а напротив, вовлечет в изучение медиасреды. Конечно, ровняться нужно ну лучших. Однако в современном издательском бизнесе нет такого издания, которое полностью отвечало бы образовательным задачам учебного процесса. Речь не о детской прессе, которая сегодня есть, и она качественная, но у нее в большей степени все-таки бизнес-задачи.
Проект «Пресса в образование», как говорится, «полностью наша тема». Он наполнен различными методическими «ключами», которые открывают возможности для решения образовательных задач как в основном учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
На одном из занятий мы разбирали, чего не хватает нашей «Шпаргалке». Активность обсуждения была почти равна нулю, пока на стол перед редакторской группой не легла внушительная газета «Пресса в образовании». Уже понимая структуру газеты (не макетирование!), юнкоры с легкостью разобрали ее на тематические развороты, полосы и рубрики. Понятия «колонка», «врез» были для них открытием! Следующий этап – «сравнить нашу газету и серьезное издание».
Главное отличие «Прессы в образовании» юнкоры сформировали так – «как много текста!… это же сколько всего надо написать!»… Пожалуй, это было единственным «разочарованием» начинающих «медиа-аналитиков». Но затем они настолько увлеклись контентом, что вскоре буквально засыпали идеями, как сделать их четырехполосную «Шпаргалку» интересней, нашли рубрики, которые в той или иной степени представлены и в школьной газете. Проанализировали интервью, сравнили с теми, что делали они сами. Особенно увлекла их идея иллюстрирования газеты. Ребята отметили, что фотографии не просто иллюстрируют текст, а являются его частью. Отметили, что фото должно быть «живое», не важно – портрет это или репортажная съемка.
И еще – пожалуй, главное, что, безусловно, вдохновило бы любого педагога – юнкоры выдвинули серьезное намерение «писать тексты». То есть до этого занятия мы работали только с жанром интервью, не приступали даже к заметкам. Теперь им недостаточно просто найти информацию по теме, определить спикера, составить и записать вопросы. Они готовы расширять свои медиавозможности, готовы делиться своими мыслями, учиться их формулировать и «упаковывать» в газетный формат!
Проект «Пресса в образовании» теперь наш флагман – это, безусловно. А юнкоры «Шпаргалки для началки» школы 657 очень хотят встретиться с настоящими акулами пера, которые «пишут столько текста…»