2-3 декабря 2025 года проводится Всероссийский форум учителей музыки и изобразительного искусства. Организаторы мероприятия — Министерство просвещения Российской Федерации и Центр всестороннего развития детей «Прогресс», объединившие на одной площадке специалистов, которые ежедневно работают с детьми, используя язык искусства. Ключевым партнёром и площадкой форума выступил Московский педагогический государственный университет.
На пленарном заседании — учителя музыки и изобразительного искусства школ и учреждений дополнительного образования, методисты и руководители образовательных организаций, специалисты региональных органов власти, авторы учебно-методических пособий, студенты профильных вузов, музыканты и художники. В течение двух дней участники обсуждают реализацию федеральных рабочих программ по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство», обмениваясь идеями, методиками и живыми примерами.
В приветственном слове, направленном участникам Форума, Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что преподавание изобразительного искусства и музыки является основой для обеспечения образовательного культурного суверенитета нашей страны: «Одной из ключевых задач изучения изобразительного искусства и музыки является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры. Уважаемые учителя, вы передаете подрастающему поколению важнейшие ценности». Заместитель директора Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Елена Байрамова отметила, что музыка и изобразительное искусство рассматриваются как «неотъемлемая часть культурного, эстетического и духовно-нравственного развития наших детей». По её словам, сегодня в педагогических вузах по этим направлениям обучается около 10 тысяч студентов, причём на выпускных курсах более 2,5 тысяч будущих учителей.
Государство заботится не только о подготовке кадров, но и об инфраструктуре. В системе дополнительного образования создано более одного миллиона новых мест, среди которых более 200 тысяч — художественной направленности и около 2000 — социально-гуманитарной. Программами художественной направленности охвачено более 5 миллионов детей, социально-гуманитарными программами — более 7 миллионов. Школьные театры и музеи прямо названы «ресурсами интеграции»: по данным министерства, в стране действует более 36 тысяч школьных музеев и более 41 тысячи школьных театров.
Тема подготовки кадров прозвучала как одна из самых приоритетных задач в ближайшей перспективе: повышение квалификации учителей музыки и изобразительного искусства, более активное привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях и событиях художественной и социально-гуманитарной направленностей и дальнейшая интеграция общего и дополнительного образования.
Директор Центра всестороннего развития детей «Прогресс» Юлия Пономарёва напомнила, что в 2025 году Министерством просвещения были объединены несколько подведомственных учреждений в единого федерального оператора по всем направленностям дополнительного образования. Прогресс отвечает и за методическую поддержку учебных предметов «изобразительное искусство», «музыка», а также физкультуры и труда (технологии). По словам Юлии Александровны, Прогресс не только сопровождает систему, но и формирует банк лучших региональных практик и делится ими с педагогами.
«На уроках изобразительного искусства и музыки важно погружать детей в мир прекрасного. Для этого система дополнительного образования и сфера культуры дают в руки учителю массу дополнительных инструментов. Программы дополнительного образования художественной направленности могут выступать как средство для логического продолжения отдельных тем и модулей содержания предметов, а виртуальные концертные залы, музеи и другие возможности сферы культуры – как качественные цифровые ресурсы для проведения занятий», — отметила директор Прогресса. Она также подчеркнула, что практическая составляющая в этих предметах по духу совпадает с логикой дополнительного образования. И именно здесь рождаются совместные проекты школьных театров, музеев, творческих объединений и семейных форм досуга, которые учат ребёнка «самоорганизации своего свободного времени».
О ещё одном измерении работы педагога искусства напомнила проректор по связям с общественностью МПГУ, директор Института журналистики, коммуникации и медиаобразования, член-корреспондент РАО Татьяна Владимирова: «Сегодня, мне кажется, необходимо обсуждать вопросы медиаграмотности на уроках музыки и изобразительного искусства. Почему? Потому что современные медиа строятся на тех же фундаментальных принципах визуального и звукового действия, которые вы преподаёте на своих уроках». Она напомнила, что композиция, цвет, музыкальная выразительность используются создателями медиаконтента, но уже с конкретными коммуникативными задачами.
Участники пленарной сессии отметили методический канал в социальной сети «ВКонтакте» — «Методика Прогресса». Эксперты призвали педагогическое сообщество активнее включаться в методические вебинары канала, которые проходят на нем каждый второй вторник и четверг.