Site icon Пресса в образовании

Вспыльчивый романтик: судьба Михаила Лермонтова

Вспыльчивый романтик: судьба Михаила Лермонтова

В октябре по всей стране отметили 210 лет со дня рождения поэта Михаила Лермонтова. Он был современником Александра Пушкина, но не оказался в его тени — не был ему ни конкурентом, ни соперником. Его лирическая поэзия пронизана тоской и одиночеством, наполнена мистическими образами. В них отразились переживания поэта — человека с непростым характером и трагической судьбой.

Он родился в 1814 году в семье отставного капитана — по семейному преданию, род восходил к шотландскому барду Томасу Лермонту. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но недавно генетическая экспертиза подтвердила, что предки поэта действительно были родом из далекой Шотландии.

Маленький Михаил появился на свет в доме недалеко от площади Красных Ворот — сейчас на ней стоит один из самых известных памятников поэту. Его мама, Мария Арсеньева, умерла от холеры, когда сыну было три года. Мальчик рос болезненным, здоровье у него было слабенькое, и властная бабушка, Елизавета Арсеньева, взяла все заботы на себя — она увезла его в имение Тарханы, а в 1825 году поехала вместе с ним на лечение на Кавказ — с тех юношеских пор мальчик влюбился в горные виды.

Поэзия привлекала его с детства — он читал Байрона, Шиллера, Шекспира, и одно из самых известных стихотворений «Ангел» написал в 16 лет. Юноша поступил в Московский университет на отделение словесности, но… оказался отчисленным за незнание лекционного материала. Оскорбившись, горячий и порывистый парень решает сдать экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Сокурсники дают ему меткое прозвище Маюшка — по созвучию с французским выражением «кривой палец» — намекая на его сутулость, но и отсылая к персонажу романов, острослову Мае. Настоящее признание Лермонтову принесло стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели Пушкина на дуэли. Тогда произведение, переписанное во множестве экземпляров, разошлось по Петербургу, и… последовал арест. Только благодаря сильным заступникам, среди которых был и Василий Жуковский, вместо ареста Лермонтова отправили в ссылку на Кавказ, где он создал поэмы «Мцыри» и «Демон» — романтические произведения, в которых мир реальный переплетен с туманными фантазиями. Короткая ссылка наложила отпечаток на его характер — Лермонтов стал замкнутым, меланхоличным, но вспыльчивым человеком. Он вернулся в Петербург, но вскоре за очередную дуэль его опять сослали на Кавказ — в действующую армию. Поэт выпускал пар в битвах, храбро сражался, например, в битве на реке Валерик. Тогда же он начал работу над романом «Герой нашего времени» — по определению самого автора, Печорин заключает в себе все особенности эпохи, становится собирательным образом его современника.

На самом взлете, в 26 лет, поэт погиб на дуэли в Пятигорске, у подножия горы Машук. Его невольным убийцей стал старый друг, однокурсник Николай Мартынов. Они вместе ехали на Кавказ, и язвительный поэт весь вечер дразнил отставного майора. Лермонтов демонстративно выстрелил в воздух, но вот оппонент не смог простить издевок.

Так оборвалась жизнь Михаила Лермонтова — романтика, прячущегося за маской циника, каким был отчасти и его Печорин. Всю свою тоску и нежность, мятежные порывы и искания он выразил в своих стихах, не боясь показать двойственность человеческой натуры. Беспощадный, он никогда не думал дважды, прежде чем высказать свою точку зрения или обличить ложь, но при этом неизменно во всех его произведениях есть любовь к человеку, целительный свет и надежда.

ЦИТАТА

Виссарион Белинский, литературный критик: 

— Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою… Тут, кажется, соприсутствуешь духом таинству мысли, рождающейся из ощущения, как рождается бабочка из некрасивой личинки… Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы: все на месте, все необходимо, потому что все перечувствовано прежде, чем сказано, все видено прежде, чем положено на картину… Нет ложных чувств, ошибочных образов, натянутого восторга: все свободно, без усилия, излилось на бумагу…