Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляет выставку «Конструктивизм. Траектория метода. К 100-летию ОСА», посвященную содружеству конструктивистов из ОСА – Объединения современных архитекторов. Генеральный спонсор выставки – ВТБ.
Теоретики и творческие лидеры одной из ключевых архитектурных концепций
ХХ столетия – Михаил Барщ, Андрей Буров, братья Веснины, Вячеслав Владимиров, Моисей Гинзбург, Яков Корнфельд, Иван Леонидов, Игнатий Милинис, Александр Никольский и Георгий Орлов – негативно относились к восприятию конструктивизма как очередного художественного стиля. Архитекторы предпочитали использовать понятие «метод», который был для них не столько технологией проектирования, сколько способом осмысления процессов, новых социальных связей и практик, формировавшихся в советском обществе в 1920 – 1930-е годы.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: «В рамках Объединения современных архитекторов сформировалось наиболее масштабное и влиятельное течение советского архитектурного авангарда – конструктивизм. Приуроченный к 100-летию ОСА выставочный проект – это глубокое теоретическое исследование, призванное показать, как формировалось творческое мышление конструктивистов и кристаллизовался уникальный метод проектирования, оказавший мощное влияние на развитие отечественной и мировой архитектуры. Визуальный ряд выставки составляют наиболее эффектные и выразительные произведения мастеров конструктивизма, широко известные и представленные публике впервые, из коллекции Музея архитектуры и еще 16-ти государственных и частных собраний».
Наталья Кочнева, старший вице-президент ВТБ: «Конструктивизм – это уникальное национальное наследие, которое особенно важно
для банка. Мы бережно восстановили его памятник – здание Хлебозавода № 5 в Москве – и сохранили его дух в созданном три года назад Центре «Зотов». Новая экспозиция в Музее архитектуры пройдет также при поддержке ВТБ, поскольку банку важно содействовать проектам и выставкам, способствующим распространению знания
о конструктивизме и его наследии».
Три этажа Флигеля «Руина», где представлена выставка, поделены на семь разделов, последовательно рассказывающих о конструктивизме как системе творческого мышления.
На первом этаже представлены два раздела: «Метод и пространство»
и «Плоскость». Здесь описываются представления эпохи об окружающем пространстве, связанные с идеями освоения неба и расширения инженерных возможностей.
Среди ключевых тем раздела – художественное осмысление новой конструктивной системы из металла, железобетона и стекла, которое нашло отражение в проектах клубов Ивана Леонидова, здании Коминтерна Лидии Комаровой, Дворце Лиги Наций Ханнеса Майера и Ханса Виттвера. Новый подход к устройству свободной внутренней планировки иллюстрируют театрально-зрелищные проекты братьев Весниных, белые виллы Ле Корбюзье, павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне авторства Людвига Миса ван дер Роэ и другие графические произведения. Особое внимание уделено концепции мобильной жилой ячейки и градостроительной концепции дезурбанизма, перевернувшей представление о жилье и пространстве города. Многие графические материалы этих разделов демонстрируются впервые.
Второй этаж выставки посвящен конструктивизму как социальному проекту
по переустройству общества, который раскрывается в трёх разделах: «Организм
и организация», «Модуль», «Массовые действа». Конструктивизм здесь становится архитектурой, в которой функциональность и практичность отражают новую психологию коллективного образа жизни. Каноническими в этом отношении стали проекты коммуны для горнорабочих Анжеро-Судженска Николая Кузьмина
и дома-коммуны, разработанного в секции типизации Строительного комитета РСФСР Михаилом Барщем и Вячеславом Владимировым. Специально для выставки были созданы их макеты-реконструкции.
Отдельный сюжет на выставке раскрывается в разделе «Стиль», где собраны представления о конструктивизме не как о методологии проектирования, а как о модном художественном направлении в архитектуре.
Завершает экспозицию раздел «Архетип», представляющий проекты 1930-х годов, созданные в атмосфере напряжённых творческих поисков, связанных с «освоением классического наследия». Эти эксперименты в области пластической обработки фасадов представляют собой адаптацию и развитие конструктивистского метода 1920-х годов. Помимо проектной графики об этом говорят сами экс-конструктивисты, чьи цитаты становятся здесь самостоятельными экспонатами.
Елена Власова, куратор выставки: «Архитектура конструктивизма как предмет рефлексии в отечественной экспозиционной практике представляет собой определенную сложность. Её образ зачастую ограничен дискурсом коллективной психологии «жизнестроения», связанным с социально-политическим климатом страны в 1920-е годы.
За редким исключением, в фокусе внимания оказывается типологическое разнообразие архитектуры раннесоветского государства (дома-коммуны, фабрики-кухни, “дворцы” пролетариата…), а не сам принцип профессиональных воззрений конструктивистов. Более того, привычность термина стала причиной того, что конструктивизм используется не как самоназвание одного из движений, уникального
и самобытного, а как удобный зонтичный термин для всей отечественной архитектуры модернизма».
На выставке представлено более 170 предметов из фондов Музея архитектуры
им. А.В. Щусева, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи и других музейных и архивных собраний, частных коллекций. Среди них – проектная архитектурная графика, художественные эскизы, макеты, фотографии, архивные документы, периодические издания – значительная часть из которых является редкостью
на выставках.
В рамках выставки Музей архитектуры им. А.В. Щусева совместно
с издательством «Бослен» готовит выпуск одноимённого научного издания, презентация которого запланирована на весну 2026 года.
Выставку сопровождает обширная просветительская и образовательная программа, в том числе для семейной, детской и подростковой аудитории.
19 декабря 2025 года – 29 марта 2026 года
Музей архитектуры, Флигель «Руина»
Куратор выставки:
Елена Власова, главный научный сотрудник Музея архитектуры
им. А.В. Щусева, кандидат философских наук.
Участники проекта:
Российская национальная библиотека
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственная Третьяковская галерея
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Музей МАРХИ
Государственный музей В. В. Маяковского
Архив А. Родченко и В. Степановой
Архив И. Г. Явейна
Театральный музей им. А. А. Бахрушина
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Российский государственный архив литературы и искусства
Рукописный отдел ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
Государственный центральный музей современной истории России
Пермская государственная художественная галерея
Санкт-Петербургский филиал Архива РАН
Справочно:
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева – первый специализированный и единственный в России музей, хранящий и исследующий материалы, связанные с историей мировой и отечественной архитектуры от древности до наших дней. В коллекции музея хранятся: авторская графика XVII-XXI веков, фрагменты утраченных памятников и строительные материалы, церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков, авторские модели зданий, редкие книги, художественные ткани, живопись, мебель, резьба по дереву, скульптура, керамика и многое другое.