5 декабря в Музее Победы открылась художественная выставка «Москва за нами!». Новый проект приурочен к 84-й годовщине начала советского контрнаступления в Битве за Москву.
«5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск на широком участке советско-германского фронта — от Калинина (ныне Тверь) до Ельца, в результате которого враг был отброшен на 100-250 километров от Москвы», — отметили в Музее Победы.
В выставку вошло более 40 живописных работ из фондовой коллекции Музея Победы и частных собраний. Эти работы отражают события Московской битвы и ход контрнаступления. Они не просто рассказывают о происходящем в те далекие годы, но и передают чувства и эмоции москвичей и защитников столицы.
Картины запечатлели изменения в жизни Москвы 1941 года: как на улицах появились баррикады и противотанковые «ежи», а в воздух взлетели заградительные аэростаты. И все это было сделано руками людей, которые самоотверженно, преодолевая ветер и снег, таскали тяжелые мешки с песком и устанавливали заграждения, чтобы столица не попала в руки врагу.
Также самоотверженно и мужественно сражались бойцы и офицеры Красной Армии, а медсестры, не взирая на свист пуль и грохот взрывов, забывая о собственной безопасности, выносили раненых воинов с поля боя на своих хрупких плечах, порой прикрывая солдат своими телами от смертоносного огня. Образ медсестер тонко и трепетно передан в работах Павла Блока и Федора Савостьянова. А тема фронта и жестоких боев ярко звучит на монументальном полотне Виктора Сафронова «Клятва. Когда горела Отчизна».
«Перед нами — синтез реалистической традиции и индивидуально переосмысленных приемов импрессионизма. Контрастная работа с цветом делает фигуры изображенных солдат живыми и пластичными», — подчеркнули в Музее Победы.
Судьбы художников, чьи работы представлены на выставке, также были тесно переплетены с Великой Отечественной войной и боями за Москву. В первые дни войны, чтобы быстрее отправиться добровольцем на фронт, девятнадцатилетний художник Андрео Энглянди изменил имя. Как Алексей Гландин он был принят в ряды Красной Армии. Художнику пришлось пережить все тяготы войны: он был на передовой стрелком и пулеметчиком, бронебойщиком и командиром отделения. Однако даже на фронте он не забывал о своем творческом призвании и продолжал писать картины. Его натюрморт «Неприкосновенный запас», представленный на выставке, показывает, что снаряды на фронте были порой важнее хлеба и воды.
В результате советского контрнаступления немцы были отброшены от столицы. И как символ их поражения на полотне Виктора Макеева «Подмосковный мотив» изображена германская техника — когда-то грозная, а теперь покореженная и брошенная оккупантами, торчащая из-под снега, словно из-под белого савана.
Многие советские города и деревни были освобождены к концу 1941 года. Вместе с красноармейцами в населенные пункты приходили художники, которые зарисовали разрушенные дома, церкви, мосты, а также людей, переживших ужасы оккупации.
«Из запечатленных в работах этих художников фактов становится понятным, какие силы были брошены Гитлером на Москву и какого напряжения сил потребовала оборона родной столицы», — отметили в Музее Победы.
Память о Битве за Москву живет и в работах современных художников — Максима Фаюстова, Дмитрия Шмарина, Анны Боганис, работы которых также представлены на выставке.
Возрастная категория: 6+.
