Исаак Дунаевский. Всю музыку свою он посвящал любви

  • Ольга Кузьмина
  • 29.01.2024

Исаак Дунаевский появился на свет 30 января 1900 года в городке Лохвица, что под Полтавой.

Удивительные музыкальные способности мальчик начал проявлять уже в пять лет: гости и родные умилялись тому, как смело он импровизирует и подбирает на слух мелодии на фортепиано. После окончания консерватории Исаак Осипович работал в разных театрах и мюзик-холле и по праву снискал славу одного из основоположников советской оперетты и музыкальной кинокомедии. Он написал 12 оперетт, четыре балета, прекрасную музыку, что звучит в десятках кинофильмов, множество популярных песен. Увы, жизнь его оборвалась в 55 лет — сердце. Но сделал он за эту недолгую жизнь невероятно много: представить ХХ век без его музыки просто невозможно. О значении и месте Исаака Дунаевского нам рассказал Антон Висков — композитор, музыкальный публицист, членкорреспондент Международной академии творчества, член Союза композиторов России и Российского музыкального союза.

— Исаак Дунаевский был поразительным по оригинальности композитором. Чтобы правильно оценить его место на музыкальном небосклоне, необходимо воспринимать его творчество вне временных рамок его эпохи. Эпоха ушла, а музыка осталась, поскольку заложенные в ней чувства — вечны! — говорит он.

Как утверждал сам Дунаевский, все его произведения — это песни великой любви, любви к жизни, любви к женщине! Божественное чувство! И какими бы ни были слова его произведений, они не останутся лишь монументом того времени: еще многие поколения найдут в этих звуках отклик собственным душевным порывам. Залог долговечности музыки Дунаевского — в потрясающей искренности чувств, которую подделать невозможно. И еще много лет будет звучать «Цирковой марш», и жюльверновские герои — вспомните картину «Дети капитана Гранта» — будут ассоциироваться у нас с бессмертной музыкой этого фильма, и Анюта будет петь свою песню о любви, слова «Дорогая моя столица» люди будут петь, не сдерживая слез гордости.

Творческая судьба Дунаевского была непроста: к своим бессмертным шедеврам он шел много лет. Он выкристаллизовал их в многочисленных сочинениях, прежде чем пришел к эталонам своего композиторского стиля. Увы, он подвергался травле коллег, завистников всех мастей. Еще его не раз обвиняли в плагиате. Однако тут его можно поставить в почетный ряд таких великих «плагиаторов», как Бах и Гендель, Моцарт и Бетховен, Чайковский и Свиридов! Аккумулируя интонации чужих сочинений, они создавали произведения искусства несоизмеримо более высокие по художественным качествам, чем оригиналы.

Творчество Дунаевского — яркое свидетельство многонациональности русской музыкальной культуры. Он привнес в отечественную музыку свежую струю народных интонаций еврейского фольклора, подняв их на недосягаемую художественную высоту. Он создал преемственность своих музыкальных идей, которые и по сей день продолжают питать творчество многих российских композиторов.

Дунаевский был незаурядным человеком, а обаяние его личности воплотилось в образной яркости бессмертных произведений. Поэтому он всегда останется с нами.

Рекомендации