Анастасия Пономаренко, психолог, старший преподаватель Московского института психоанализа

Как бороться за хорошие оценки

  • Анастасия Пономаренко, психолог, старший преподаватель Московского института психоанализа
  • 6.02.2023

Плохие оценки часто беспокоят не только школьников, но и их родителей. Нам написали сразу несколько читателей с вопросом: «Если плохие оценки стали частыми гостями в дневнике, стоит ли родителям вмешаться, обратиться с вопросами к учителям или пусть лучше ученик решает эту проблему сам?»

В последнее время много говорят о том, что разница между хорошей и отличной отметками невелика, на нее можно не обращать внимания. Есть даже поговорка: «четверка — это пятерка здорового человека».

Однако внезапно полученная тройка — в корне меняет дело. Из категории условно «хороших» учеников она переводит ребенка в условно «плохие». Однажды угодив в «плохиши», человек может из них не выбраться.

Если учитель поставил отметку ниже, чем школьник рассчитывал, один раз, то, скорее всего, учитель прав. Ребенок по вполне понятным причинам не осознает недостатков своей работы, которые очевидны педагогу. Но если низкие отметки «сыплются» регулярно, то здесь, вероятно, имеет место некий буллинг, по-русски говоря, травля, которую необходимо пресечь.

Причем ребенок не должен «качать права» с учителем лично. На этом этапе обязаны вмешаться родители, поскольку впоследствии буллинг может негативно отразиться на самооценке человека. Особенно если его травят в младших классах. Дело в том, что ведущая деятельность у ребенка 7–11 лет — это обучение, получение знаний и контроль над этим процессом. Проще говоря, главное занятие детей в этом возрастном промежутке — узнавание и усвоение нового, даже когда они пришли из школы и сделали уроки.

Что бы ребенок ни делал — играл, помогал маме или гулял, он «автоматически» продолжает учиться. А теперь представьте себе, что станет с ребенком, если фоном его деятельности станет постоянное обесценивание: «Тройка — потолок твоих возможностей». С самооценкой возникнут большие проблемы, которые будет трудно устранить. Если взрослые видят, что плохие отметки принимают систематический, неслучайный характер, маме и папе пора встретиться с учителем и, возможно, с директором.

Перед встречей с педагогом готовьтесь не скандалить, а договариваться. Настройтесь на позитивный лад. Примите за «базу», что преподаватель желает ученику только блага, просто вы понимаете друг друга по-разному. Например, ребенок стесняется отвечать вслух. Вы уверены, что ему нужны поддержка, мягкость и дружелюбие, а учитель полагает, что эти качества «расслабляют» класс, сбивают учебный настрой. Обязательно выслушайте доводы педагога и попросите сформулировать требования предельно четко: «Что нужно сделать моему сыну (или дочери), чтобы получить четыре и пять».

Инструкцию запишите подробно и проследите, чтобы ребенок ее исполнил хотя бы раз. Если его усилия снова увенчаются трояком, смело обращайтесь в вышестоящие инстанции. Если педагог продолжает «уходить в негатив», возможно, стоит перевести дорогого наследника в другое учебное заведение. Душевное здоровье дороже.

Рекомендации