Участники лаборатории барочного танца «Амараллис» на фестивале в Царицыне в костюмах эпохи барокко демонстируют мастерство жестикуляции. Фото: Оксана Крученко, «Вечерняя Москва»

Барокко. Эпоха причуд, намеков и сумасбродства

  • Оксана Крученко
  • 9.10.2017

Охарактеризовать «настроение» эпохи можно двумя словами – никакой естественности.  Ни впрямую высказанных мыслей, ни натуральной внешности.

— В эпоху барокко естественность становится синоним дикости, вульгарности и сумасбродства, — говорит историк Ольга Горохова.

Посмотрите на картины художников. Образы на них доказывают: люди делали все возможное, чтобы скрыть себя настоящих. Возьмем внешность. Вычурные прически, парики, искусственная седина. Утягивающие корсеты и широкие каркасы для юбок визуально так сильно меняли женскую фигуру, что об истинных формах было и не догадаться. Рост? Его мешали определить юбки в пол и каблуки, которые, кстати, вот-вот появились. Даже мужчины впервые примерили на себя обувь на каблуках в эпоху барокко.

16 сентября 13:30 Участники лаборатории барочного танца «Амараллис» Данил Ведерников на фестивале. Фото: Оксана Крученко. «Вечерняя Москва»
16 сентября 13:30 Участники лаборатории барочного танца «Амараллис» Данил Ведерников на фестивале. Фото: Оксана Крученко. «Вечерняя Москва»

— В ту пору это никого не смущало, как не смущают сегодня парни в обтягивающих штанишках, — усмехается реконструктор, участник лаборатории барочного танца «Амариллис» Данил Ткаченко.

В XVII–XVIII веках мужественность перестает быть нужной. Зачем мускулы, если есть мушкет?! Идеальный барочный мужчина — это мягкий, учтивый и изящный кавалер. Он бреет усы и бороду, душится духами, носит напудренные парики, перья, цветные чулки и кружева.

Сам Данил в образе барочного мужчины выглядит вполне гармонично. Расшитый узорами камзол золотого цвета, шелковая с бантом рубашка, туфли с крупными пряжками.

Для парня танцы эпохи — хобби, повлиявшее на образ жизни. Данил умеет почти все, что и положено мужчине эпохи барокко. Он галантный и внимательный кавалер, отлично танцует.

— Правда, еще мужчина того времени должен был хорошо стрелять, фехтовать, скакать на лошади и «владеть шляпой», — рассказывает Ольга Горохова.

С помощью шляпы мужчина выражал отношение к людям. Окружающие делали выводы уже по тому, как он ее снимал, держал в руке и насколько низко опускал. То же самое можно сказать и про веер — сурдопереводчик женских мыслей и намерений. Движение правой руки с закрытым веером к сердцу — признание в любви, удар закрытым веером по ладони — ожидание ответа, прикладывание правой рукой к левой щеке — ухаживания бесполезны.

— Но самое главное оружие для дамы — разум. Только поддерживая светскую беседу, дама могла обратить на себя внимание, — дает рецепт Екатерина Шевченко, ведущая школы обольщения придворной дамы, участница коллектива «Амараллис».

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Фото: Николя де Ларжильер. Портрет Людовика XIV с семьёй, wikipedia.org
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Фото: Николя де Ларжильер. Портрет Людовика XIV с семьёй, wikipedia.org

Историки говорят: особый смысл вкладывали в эпоху барокко и в танцы. Правда, не всегда стандартный.

— Это были простые шаги и движения. Благодаря им люди выстраивались в фигуры, — рассказывает руководитель лаборатории барочного танца «Амараллис» Яна Воинова. — Это делалось для того, чтобы высший дух, глядя из космоса мог бы получать смысловые сигналы от человечества.

Спорность утверждения не отрицает главной идеи — ничего в эпоху барокко не делалось просто так.

СПРАВКА

В итальянском слове «барокко», которое означает «причудливый, странный, склонный к излишествам», скрыта характеристика культуры поведения высшего света XVII века. Человек эпохи барокко — всегда немного кривляка. Различные дворы (испанский, французский, английский) постоянно находились в борьбе за звание самого-самого, а в результате проявления вычурности и пышности в самых разных сферах порой поражали воображение.

НРАВЫ

Павел Матюнин, историк моды :

–Последний экономический кризис привязывал нас к минимализму, а сейчас, выходя из него, люди хотят немного роскоши. Это желание видно в одежде. Характеристика стиля одежды в эпоху барокко — яркие краски, цветочные принты, золото, серебро. То, что для нас сейчас бренд, тогда — цвет. Элементы яркости и вычурности в ритме большого города и сейчас актуальны. Доказательство некоторого возврата в эпоху — русский мужчина перестал пугаться цвета.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ

Эпоха барокко порождает много времени ради развлечений: вместо паломничеств — прогулки; вместо рыцарских турниров — лошади и карточные игры; вместо мистерий — театр и балы-маскарады.

Балет родился в эпоху барокко. В стремлении перещеголять друг друга, дворы усложняли движения светского танца. Со временем исполнять их могли только лучшие танцоры. Им и достались занятия балетом.

Рекомендации