Охарактеризовать «настроение» эпохи можно двумя словами – никакой естественности. Ни впрямую высказанных мыслей, ни натуральной внешности.
— В эпоху барокко естественность становится синоним дикости, вульгарности и сумасбродства, — говорит историк Ольга Горохова.
Посмотрите на картины художников. Образы на них доказывают: люди делали все возможное, чтобы скрыть себя настоящих. Возьмем внешность. Вычурные прически, парики, искусственная седина. Утягивающие корсеты и широкие каркасы для юбок визуально так сильно меняли женскую фигуру, что об истинных формах было и не догадаться. Рост? Его мешали определить юбки в пол и каблуки, которые, кстати, вот-вот появились. Даже мужчины впервые примерили на себя обувь на каблуках в эпоху барокко.
— В ту пору это никого не смущало, как не смущают сегодня парни в обтягивающих штанишках, — усмехается реконструктор, участник лаборатории барочного танца «Амариллис» Данил Ткаченко.
В XVII–XVIII веках мужественность перестает быть нужной. Зачем мускулы, если есть мушкет?! Идеальный барочный мужчина — это мягкий, учтивый и изящный кавалер. Он бреет усы и бороду, душится духами, носит напудренные парики, перья, цветные чулки и кружева.
Сам Данил в образе барочного мужчины выглядит вполне гармонично. Расшитый узорами камзол золотого цвета, шелковая с бантом рубашка, туфли с крупными пряжками.
Для парня танцы эпохи — хобби, повлиявшее на образ жизни. Данил умеет почти все, что и положено мужчине эпохи барокко. Он галантный и внимательный кавалер, отлично танцует.
— Правда, еще мужчина того времени должен был хорошо стрелять, фехтовать, скакать на лошади и «владеть шляпой», — рассказывает Ольга Горохова.
С помощью шляпы мужчина выражал отношение к людям. Окружающие делали выводы уже по тому, как он ее снимал, держал в руке и насколько низко опускал. То же самое можно сказать и про веер — сурдопереводчик женских мыслей и намерений. Движение правой руки с закрытым веером к сердцу — признание в любви, удар закрытым веером по ладони — ожидание ответа, прикладывание правой рукой к левой щеке — ухаживания бесполезны.
— Но самое главное оружие для дамы — разум. Только поддерживая светскую беседу, дама могла обратить на себя внимание, — дает рецепт Екатерина Шевченко, ведущая школы обольщения придворной дамы, участница коллектива «Амараллис».
Историки говорят: особый смысл вкладывали в эпоху барокко и в танцы. Правда, не всегда стандартный.
— Это были простые шаги и движения. Благодаря им люди выстраивались в фигуры, — рассказывает руководитель лаборатории барочного танца «Амараллис» Яна Воинова. — Это делалось для того, чтобы высший дух, глядя из космоса мог бы получать смысловые сигналы от человечества.
Спорность утверждения не отрицает главной идеи — ничего в эпоху барокко не делалось просто так.
СПРАВКА
В итальянском слове «барокко», которое означает «причудливый, странный, склонный к излишествам», скрыта характеристика культуры поведения высшего света XVII века. Человек эпохи барокко — всегда немного кривляка. Различные дворы (испанский, французский, английский) постоянно находились в борьбе за звание самого-самого, а в результате проявления вычурности и пышности в самых разных сферах порой поражали воображение.
НРАВЫ
Павел Матюнин, историк моды :
–Последний экономический кризис привязывал нас к минимализму, а сейчас, выходя из него, люди хотят немного роскоши. Это желание видно в одежде. Характеристика стиля одежды в эпоху барокко — яркие краски, цветочные принты, золото, серебро. То, что для нас сейчас бренд, тогда — цвет. Элементы яркости и вычурности в ритме большого города и сейчас актуальны. Доказательство некоторого возврата в эпоху — русский мужчина перестал пугаться цвета.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
Эпоха барокко порождает много времени ради развлечений: вместо паломничеств — прогулки; вместо рыцарских турниров — лошади и карточные игры; вместо мистерий — театр и балы-маскарады.
Балет родился в эпоху барокко. В стремлении перещеголять друг друга, дворы усложняли движения светского танца. Со временем исполнять их могли только лучшие танцоры. Им и достались занятия балетом.