Дороги и тротуары просохли, можно выводить двухколесную технику. По данным Российского велотранспортного союза, в Москве только велосипедов — свыше трех миллионов.
А еще есть самокаты, электросамокаты, электровелосипеды, сегвеи… Как пользоваться этой техникой и не получить травму? Сегодня мы расскажем, какие Правила дорожного движения и требования безопасности чаще всего нарушают жители столицы, передвигаясь на двух колесах. И как ездить правильно.
В столице начали подготовку к новому сезону велопроката. Специалисты приводят в порядок технику: чинят и отмывают. Обновляют велодорожки и проверяют станции проката, некоторые из которых открылись в этом году необычайно рано — еще в начале марта. С каждым годом московская сеть расширяется. В 2021 году в прокате было доступно 7 тысяч велосипедов, из них 737 — электрических.
— В 2022 году мы планируем установить еще 100 электростанций и закупить тысячу электровелосипедов, — заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Как передвигаться по городу и при этом не нарушать правила? Как обезопасить окружающих?
Шлем и знание ПДД
— Первое и главное, что нужно сделать, — это выучить Правила дорожного движения, касающиеся велосипедистов, — считает руководитель велоклуба NBR Михаил Невелев. — Многие, например, не в курсе, что двигаться на велосипеде согласно ПДД нужно не по тротуару, а по краю проезжей части, как можно ближе к обочине, или по велосипедной дорожке. Но если вам нет 14, по проезжей части вам ездить запрещено: только по тротуарам и велосипедным дорожкам.
Но сначала надо проверить безопасность велосипеда: провести осмотр и обслуживание, проверить тормоза и узлы.
— Я бы советовал обязательно купить и использовать звонок. Плотность населения в Москве очень высокая, поэтому о своем приближении нужно предупреждать, — добавляет президент Российского велотранспортного союза Игорь Налимов.
Михаил Невелев также советует использовать шлем и яркую одежду со светоотражающими полосами. Первый защитит вас при падении, а вторая поможет не попасть под машину в темноте.
Эксперты также напоминают, что при движении по дороге велосипедисту нужно «включать поворотники». Причем вместо моргающих фонарей нужно использовать руки. Если, например, вы хотите повернуть налево, нужно оторвать от руля и вытянуть в сторону левую руку. Если поворачиваете направо, такой же маневр нужно проделать с правой рукой.
Все зависит от мощности
— С точки зрения ПДД водитель электросамоката может считаться либо пешеходом, либо водителем, которому требуется удостоверение категории «М» — такое же, как при управлении мопедом, — рассказывает юрист Московской коллегии адвокатов Андрей Варшавский. — Все зависит от мощности электросамоката.
Если она меньше 4 кВт, а максимальная скорость — не выше 50 км/ч, то вы — пешеход. При этом, согласно требованиям Четвертого раздела ПДД, вы можете перемещаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Если их нет, можно двигаться по обочинам дорог или по краю проезжей части: причем делать это необходимо навстречу потоку движения. В темное время суток вы обязаны иметь на одежде светоотражающие элементы.
Если ваш самокат мощнее 4 кВт, а потенциальная скорость — больше 50 км/ч, то требования к вам серьезнее. Во-первых, конечно, права.
— Сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас и попросить предъявить техпаспорт на самокат, — пояснил Андрей Варшавский. — Если выяснится, что самокат — мощный и является фактически мопедом, а прав категории «М» у вас нет, то, согласно части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, вас оштрафуют на сумму от 5 до 15 тысяч руб лей — как решит суд.
Но только в том случае, если вы совершеннолетний. А если 18 лет нет, то нет и штрафа, зато электросамокат могут поместить на штрафстоянку — согласно статье 27.13 КоАП РФ. Если электросамокат маломощный, то к его водителю предъявляются те же требования, что к пешеходу.
— Если, например, вы пересечете перекресток на запрещающий сигнал светофора, вас могут оштрафовать на сумму до 800 руб лей. Таковы требования статьи 12.29 КоАП РФ, — пояснил юрист.
Как не разбиться
Виталий Мезенцев, менеджер по работе с клиентами сети проката электросамокатов в Москве, дал несколько советов их водителям.
— Прежде всего — не перевозить на электросамокате детей, пассажиров или крупногабаритные грузы, он для этого не предназначен, — пояснил Виталий.
Он также не советует разгонять самокат быстрее, чем это допускается инструкцией по эксплуатации.
— Под горку электросамокат сильно разгоняется, но его тормозная система на такую скорость может быть не рассчитана, лучше притормаживать, — рассуждает эксперт.
Виталий также советует не пользоваться во время движения мобильным телефоном.
— Это отвлекает, вы теряете контроль и над дорогой, и над техникой, поскольку управлять приходится одной рукой. Надо понимать, что вы не защищены кузовом, как в автомобиле, ремнями и подушками безопасности. Любая помеха на дороге может привести к аварии, — пояснил эксперт.
Еще один совет — не надевать наушники, иначе можно пропустить гудок машины или другие звуки.
— Ездить по тротуару нужно с такой скоростью, чтобы не мешать движению пешеходов, — пояснил Виталий. — И это в ваших интересах. Если едете слишком быстро и пешеходы не успевают отойти, возможно столкновение и обоюдные травмы.
Эксперт также советует не надевать для езды длинные и объемные вещи. Их элементы цепляются за столбики ограждений, кусты и ветки деревьев, поэтому можно упасть или порвать одежду.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
- Объем легких у велогонщиков и заядлых велосипедистов больше, чем у пешеходов и даже чем у профессиональных спортсменов — 7 литров при обычных 6.
- При одинаковых энергозатратах нашего организма на велосипеде мы передвигаемся в три раза быстрее, чем при ходьбе или беге.
- Самой велосипедной страной считается КНР. Соотношение одного автомобиля к велосипедам составляет 1 к 300. При этом велоспорт в Китае развит слабо. Кстати, в США передвигаться на велосипедах предпочитает 1 процент горожан, в Италии — 5 процентов, в Голландии — 30 процентов.
- Всего жителям нашей планеты принадлежит около миллиарда двухколесных средств передвижения, что в два раза больше общего количества автомобилей и мотоциклов вместе взятых!
- Одна из разновидностей самоката — трехколесная модель, ее приводят в движение постоянным сведением и разведением ног.
- За один час катания на самокате можно сжечь до 480 ккал, на велосипеде — до 600. Среднестатистический человек сбрасывает около пяти с половиной килограммов за первый год поездок на работу на велосипеде.
- После полной зарядки средний электросамокат может проехать около пяти часов. Но есть модели, заряда которых хватает более чем на 10 часов работы. Если в километрах, то такой самокат может преодолеть около 35 км.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
- По одной из версий, первый самокат появился в Германии в 1671 году. Конструкцию из бруса и двух колес создал каретный мастер Михаэль Касслер.
- Велосипед был изобретен в 1817 году в Германии. Его рама была сделана из дерева, педали отсутствовали. Их изобрел шотландский механик через пару десятков лет.
- Французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс снабдил его изменяемым по высоте седлом и ввел термин «велосипед»(от лат. velox — «быстрый» и pedis — «ноги»).
- На первых велосипедах не было шин, и поэтому их прозвали «тряска костей». А первый складной велосипед появился в 1878 году.
ЦИФРА
70 процентов электросамокатов в Москве арендуют для поездок в пределах одного района, например, чтобы добраться до метро.