Москва стоит не у моря, но воды в ней очень много. Только в пределах МКАД — свыше 420 прудов, а протяженность Москвы-реки — около 80 километров! Также в пределах МКАД находятся около 150 малых рек и ручьев. И за всем этим богатством, конечно, нужно следить, чтобы они не превратились в сточные канавы. Как очищают столичные водоемы? Что нужно сделать, чтобы вода в них была чище? Об этом рассказывают экологи и специалисты городских коммунальных служб.
Следит за чистотой московских рек, озер и ручьев Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Мосводосток». У него, помимо прочего оборудования, есть целая флотилия судов, убирающих с поверхности Москвы-реки мусор.
— Специальный ковш на судне ловит мусор в воде и выгружает его в контейнер, — рассказывает капитан катера МС-3 Андрей Пашуро. — Работой нас в основном обеспечивают отдыхающие. Люди кидают в воду пластиковые бутылки, пивные банки, стаканы, пакеты.
Скорость теплохода до 10 километров в час, но во время работы «ползет» со скоростью 3–4 километра. Часть мусора смывают в реку дожди, часть — талые воды весной.
— Люди отдыхают на берегу в природной зоне. Посидели у кромки воды, оставили мусор, а вскоре он оказался в воде, — поясняет директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.
По словам экологов, если бы мусор с поверхности Москвы-реки и других водоемов города не убирали, то на них бы образовались настоящие мусорные острова, как сейчас во всех океанах планеты.
Флот Мосводостока насчитывает 30 плавсредств — именно на них специалисты предприятия в сезон навигации каждый день ходят по Москве-реке и Яузе, убирая с акватории бытовой и природный мусор. С наступлением холодов часть водного парка уходит на зимовку.
— Часть отправляется на судоремонтные заводы, часть остается на нашей базе в Кожуховском затоне, — рассказывает начальник флота Мосводостока Вячеслав Шуткин.
Всем судам сначала делают диагностику и, определив проблемы, начинают их устранять — чинить рулевые комплексы и другие механизмы, проводят замену некоторых деталей. Новый сезон для кораблей-чистильщиков начнется в середине апреля — начале мая: все будет зависеть от погоды и, как следствие, начала навигации. Впрочем, даже зимой главные водные артерии столицы не остаются без присмотра.
— На Москве-реке остается одно судно для сбора мусора с поверхности воды. А за устранение масляных пятен будут отвечать экипажи на теплоходе «Сетунь», — пояснил Вячеслав Шуткин.
Также, по его словам, на реке круглый год работает ледокольный теплоход «Норд». Он обеспечивает безопасность других судов Мосводостока.
А еще столичные водоемы спасает ливневка — ливневая канализация. Грязь с городских улиц, остатки реагентов, опавшие листья, как правило, до рек не доходят. Вместе с дождевой и талой водой все это через специальные решетки на дорогах и во дворах попадает под землю. Точнее — в специальные коллекторы.
О, это целый подземный мир размером больше метрополитена! Когда сухо, по трубам диаметром в несколько метров можно даже прогуляться пешком. И гулять можно долго: длина ливневки в столице — свыше 7 тысяч (!) километров. Именно по коллекторам стоки из дворов и с улиц попадают на очистные сооружения. По сути это отстойники с многоступенчатой системой фильтрации. Специалисты лаборатории аналитического контроля Мосводостока берут пробы воды до начала фильтрования и после. Образцы увозят в лабораторию на анализ. Конечно, самая важная проба — на выходе из очистных сооружений. По закону ее качество должно быть не ниже, чем в природном водоеме, например в Москве-реке. Финальная стадия очистки — отстаивание в специальном пруду. И только после него вода уже сбрасывается в реку. Если учесть, что в прудах-отстойниках полно рыбы и других пресноводных обитателей, нетрудно предположить, что вода в них действительно чистая.
Справка
Помимо банок, бутылок, старых покрышек коммунальщики достают из реки и крупные предметы — диваны, стулья, шкафы, холодильники, платежные терминалы, мотоциклы, биотуалеты и даже автомобили. Самыми грязными считаются Даниловская и Нагатинская набережные, район Бережковского моста, где в Москву-реку впадает Сетунь. Много мусора вдоль Саввинской набережной и рядом с Большим Устьинским мостом. За сутки «речные дворники» могут вытянуть из воды до 13 тонн мусора.
Кстати
В 1990-е и 2000-е годы на Москве-реке появились десятки дебаркадеров: пришвартованных, как правило, в центре города, судов, на которых располагались рестораны, ночные клубы, отели, а иногда даже магазины. Отходы этих заведений сбрасывались прямо в реку, что не делало ее чище. Постепенно большую часть дебаркадеров удалось убрать. В ноябре этого года принято решение суда по освобождению Москвы-реки еще от двух судов — это «Ласточка-2» на Лужнецкой набережной и «Александр Блок» на Краснопресненской набережной.
ЦИФРА
67 километров Москвы-реки в зоне ответственности Мосводостока, 4,5 километра низовий Яузы и 4,5 километра Водоотводного канала. 2300 кубометров мусора убрали с поверхности водоемов в 2020 году. Отходы отправили на переработку.