Этот очень талантливый, любимый советский детский писатель получил в свое время техническое образование. Он окончил Московский авиационный институт, который в то время оказался настоящей кузницей… литераторов. По словам писателя, историка и москвоведа Александра Васькина, именно в то время Эдуард Успенский начал писать сатирические и юмористические тексты. И на этом поприще вполне мог добиться успеха.
— Он стал создавать тексты для мастеров сатирического жанра — Александра Лившица и Александра Левенбука, — говорит Александр Васькин. — И если бы Успенский продолжил работать в этом жанре, то достиг бы высокого уровня писателя-сатирика. Но в 1974 году выходит его детская книга «Дядя Федор, пес и кот», в которой Успенский выбирает направление другого литературного жанра. Завоевать детскую аудиторию очень непросто. Книг для детей было много. Да и детских писателей хватало. Некоторые из них были удостоены Ленинской премии. Первым ее обладателем стал Сергей Михалков.
Эдуард Николаевич был выдающимся придумщиком, который реализовался на все 100 процентов.
— Его талант обладал такой пробивной силой и мастерством, что, может быть, из-за этого и получались подобные произведения и потрясающие мультфильмы, — продолжает Александр Васькин. — Они уже с нами несколько десятилетий. Шапокляк, добрый Крокодил Гена, Чебурашка… Даже почтальон Печкин — вроде такой вредный, но он вызывает симпатию. А «Пластилиновая ворона», «Ивашка из Дворца пионеров», «Следствие ведут Колобки…» и другие мультфильмы. Нам сейчас не хватает таких героев.
При этом писатель отмечает, что у Успенского был непростой характер. Он говорил, что ему не дают развернуться в полную силу и есть недоброжелатели, вставляющие палки в колеса.
— При этом по его сценарию сняли три части мультфильма «Баба-Яга против!» — продолжает Александр Васькин. — И другой такой пропаганды Советского Союза и представить было трудно. Это — высший пилотаж. Успенский говорил, что наше, советское — самое лучшее. Сейчас пытаются заново переснимать его мультфильмы. Но не очень-то выходит. Да и когда я стал читать его произведения про Дядю Федора, который живет уже в наше время, то очень расстроился. Мне показалось, что это совсем другой уровень. Мне кажется, то, что создавалось в 70-е годы теперь уже прошлого века, было гораздо лучше.
Эдуарда Успенский очень активно отстаивал авторские права на свои произведения. Когда одна из фабрик без его ведома начала выпускать конфеты «Чебурашка», это не обошлось без громких разбирательств. Конфеты пришлись советским детям по вкусу, но правила все же необходимо соблюдать.
— Я могу понять Успенского как автор, — говорит Александр Васькин. — Я бы тоже, наверное, скандалил по поводу авторских прав, если бы было время. Успенский добился своего, конфетам просто придумали новое название — «Ванька-встанька». Успенский полностью нашел себя в 1990-е годы. Он стал автором и ведущим музыкальной телепрограммы «В нашу гавань заходили корабли».
В прошлом году на экраны вышел кинофильм «Чебурашка», и не только современные дети, но и их родители увидели давно полюбившихся, но заново воплощенных героев.
— Творчество Успенского продолжает оставаться частью нашей жизни, его стихи входят в школьную программу. И это здорово! — резюмирует Александр Васькин.