Вид на дворец царя Алексея Михайловича в «Коломенском». Это выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века, которое современники называли «восьмым чудом света» / Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Государев двор: село Коломенское прошло путь от царской резиденции до музея

  • Анастасия Морозова
  • 13.03.2023

В год столетия музей-заповедник «Коломенское» начал сотрудничество с семью выпускниками Британской школы дизайна. Вдохновленные этим историческим местом, они разработали 15 коллекций ювелирных украшений, которые будут поэтапно выходить в течение года. Посмотреть на первые из этих коллекций можно уже сейчас, а заодно — посетить одно из самых древних и знаменитых мест столицы. Сегодня рассказываем, как простое село Коломенское превратилось в исторический музей под открытым небом.

Коломенское — одно из самых древних мест проживания человека на территории Москвы. Проведенные почти 100 лет назад раскопки на этой территории доказывают, что эта земля была освоена во времена неолита, то есть с V по III век до нашей эры. А что касается самого названия — Коломенское, то оно известно еще со времен Ивана Калиты — первые упоминания о селе датируются 1336 годом.

Царская дача

В селе Коломенское москвичи встречали воинов Дмитрия Донского после их победы на Куликовом поле. Сюда приезжал на летний отдых царь Алексей Михайлович, а также привозили юного императора Петра I. Однако история этого места началась задолго до того, как на него обратили внимание правители Руси.

— До прихода славян здесь жили угро-финны и балты. Для создания поселений они выбирали возвышенности рядом с реками, ведь мощеных дорог в то время еще не было. Передвигались по водным путям на лодках или небольших кораблях, — рассказывает экскурсовод Татьяна Ивлиева.

Позже, когда усадьба стала одной из царских резиденций, она обросла многочисленными бытовыми и хозяйственными постройками. А по соседству появились шедевры древнего зодчества. К последним относятся церкви Вознесения Господня (сейчас она является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО) и Георгия Победоносца, деревянный дворец царя Алексея Михайловича и храм Казанской иконы Божией Матери. А кроме того, здесь в 1825 году появился каменный Екатерининский дворец.

Обилие нескольких больших красивых церквей, которые посещались царскими особами, превратило это место в религиозный центр. И когда после Октябрьской революции 1917 года усадьба была национализирована, эти церкви в рамках борьбы с религией вообще хотели уничтожить.

Роль личности в истории

Что касается архитектора-реставратора Петра Барановского, то можно обсуждать вопрос о роли личности в истории. Именно он не побоялся пойти против общественного мнения, требовавшего снести церкви. Он предложил рассматривать их не как религиозные сооружения, а как культурное достояние страны. Своей настойчивостью и упорством Петр Барановский добился того, что Коломенское было признано архитектурным памятником и стало филиалом Музея собора Василия Блаженного. Но это было только первым шагом в к тому, чтобы музей-усадьба стал одним из центров архитектурного зодчества страны.

— У Петра Барановского возникла идея создания на территории Коломенского музея народного творчества под открытым небом, — говорит Татьяна Ивлиева. — Он решил свозить туда деревянные постройки, представляющие культурную и историческую ценность.

Благодаря Барановскому сюда доставили несколько башен из Архангельска и Карелии. Затем появился привезенный архангельский домик Петра I — сейчас это единственный в столице мемориальный музей, посвященный царю-реформатору. В 1920–1930-х годах, когда в стране уничтожались и разорялись храмы, сотрудники Коломенского собирали по всей стране изразцы и иконостасы, созданные древнерусскими мастерами, книги из монастырских библиотек.

Комплексный подход

В 1960 году дворцовое село Коломенское, соседние Дьяково и Садовники вошли в состав Москвы, а в 1971 году этот комплекс перестал быть филиалом, получил самостоятельный статус и стал называться государственным музеем-заповедником «Коломенское».

В рамках подготовки к Олимпийским играм 1980 года жителей близлежащих сел Коломенское, Дьяково и Садовники переселили из деревянных частных домов в многоквартирные.

Между тем музейная коллекция «Коломенского» продолжала расширяться, и уже не хватало места для хранения новых поступлений. Поэтому в начале нового тысячелетия была проведена большая реставрация музея, а в 2007 году к нему еще и присоединили царскую усадьбу Измайлово. Сейчас музей называется Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят «Коломенское» и «Измайлово».

Место съемки

В начале славных дел (1980), реж. Сергей Герасимов
В начале славных дел (1980),
реж. Сергей Герасимов.

Музейный комплекс «Коломенское» своей историчностью очень привлекателен для кинематографистов. И в ранние годы становления советского кино, и сейчас здесь снимали немало фильмов. Рассказываем, в каких известных картинах можно увидеть красоты «Коломенского».

  • В начале славных дел (1980), реж. Сергей Герасимов.

Картина, снятая по историческому роману Алексея Толстого «Петр I». В самом начале фильма в кадре возникает проездная арка Передних ворот Государева двора.

  • Сибирский цирюльник (1998), реж. Никита Михалков.

В «Коломенском» сняли несколько эпизодов этой знаменитой и масштабной исторической драмы, в которой играют такие звезды, как Алексей Петренко, Владимир Ильин, Джулия Ормонд.

  • Зеркало (1974), Андрей Рублев (1966) реж. Андрей Тарковский.

Великий режиссер выбрал музей-заповедник для некоторых сцен своего знаменитого исторического кинополотна «Андрей Рублев». В частности, в кадр попадают ворота Николо-Корельского монастыря.

  • Подсолнухи (1970), реж. Витторио де Сика.

Итальянский кинематографист для некоторых кадров своей картины также подобрал ландшафт музея — здесь режиссер снимал сцену в деревне, в которой принимали участие звезды мировой величины Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Интересно, что во время съемок в кадр частично попали позже снесенные частные дома.

СЕРИАЛЫ

В музее-заповеднике часто снимаются сцены исторических сериалов. Вот только некоторые из них:

■ Россия молодая (1982), реж. Илья Гурин

■ Гардемарины, вперед! (1987), реж. Светлана Дружинина.

■ Раскол (2011), реж. Николай Досталь.

■ София (2016), реж. Алексей Андрианов.

■ Московские тайны (2018), реж. Александр Баршак.

■ Годунов (2019), реж. Алексей Андрианов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Марина Люльчук, директор Московского Государственного Объединенного музея-заповедника «Коломенское»:

— «Коломенское» — место со своим звучанием, культурой и историей. Здесь можно перенестись из настоящего в далекое прошлое и оказаться за городом, не покидая его пределов. Но время в «Коломенском» не остановилось — музей-заповедник живет и постоянно развивается. Пополняется коллекция, которая насчитывает более 170 тысяч экспонатов, открываются новые выставки, проводятся экскурсии и обучающие программы для школьников. Мы стараемся сделать все, чтобы у нас было комфортно и интересно любому, кто захочет ненадолго побыть вне времени, наедине с природой.

ПОРТАЛ В БУДУЩЕЕ

Как у всякого древнего места, у Коломенского есть и свои легенды и мистические истории. Например, Голосовой овраг. Местные жители считали его входом в другой мир. Позже возникла легенда, что здесь состоялось сражение Георгия Победоносца со змеем, а сам овраг появился на месте удара хвоста гигантского чудища.

Также существует миф, что в 1621 году около царского двора неожиданно появилась татарская конница. Последних татаро-монгольских завоевателей изгнали с этих земель за 50 лет до этого. Появившийся из ниоткуда отряд захватили. Татары утверждали, что спустились в овраг, спасаясь бегством от русских войск. Там их окутал зеленый туман, и они очутились в будущем.

В наши дни по оврагу гуляют горожане и толпы иностранных туристов. Большинство из них привлекают два древних валуна, которые, согласно еще одной легенде, наделены исцеляющей силой.

Около Девьего камня всегда много женщин, желающих избавиться от женских недугов и забеременеть. Валун напоминает черепаху. Каждая выпуклость на камне помогает справиться с болезнью определенного органа.

А вот Гусь-камень обладает исцеляющими свойствами для мужчин. Чтобы обзавестись детьми, семье нужно прийти к целебным валунам, привязать ленточку на рядом растущие деревья и выпить благотворной воды из местного родника.

Температура воды ручья в Голосовом овраге круглый год не поднимается выше плюс четырех градусов. Родник не замерзает даже в самые холодные ночи.

КСТАТИ

Относительно происхождения самого названия «Коломенское» существует несколько версий. Одна из них отсылает нас к старославянскому слову «коло» или, в современном звучании, «околица», что означает «округа», «окрестность». Согласно второй версии, на этом месте обосновались беженцы из города Коломны, спасавшиеся от военных набегов хана Батыя. События эти происходили, по некоторым данным, в 1237 году. Ну а третья версия связывает название с финским словом «колоймище», что в переводе значит «захоронение». Дело в том, что до славян на этих холмах жили финно-угорские племена — мещеры, чуди, карелы и возводили свои курганы для усопших.

Рекомендации