Фото: РИА Новости

Хитрость для прорыва блокады. Советские войска смогли переправить танки по тонкому льду Невы

  • Павел Воробьев
  • 23.01.2023

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Гитлеровцы и их союзники финны взяли в кольцо блокады Ленинград в начале сентября 1941 года. Город, скудно снабжавшийся только по воздуху и через Ладожское озеро, надеялся на быстрый прорыв и снятие блокады, и попытки сделать это были постоянными. Но успешный удар получился лишь в январе 1943 года — благодаря серьезной подготовке и грамотному применению в зимних условиях уникальной военной техники.

Блокада Ленинграда была страшнейшим бедствием и для жителей города, и для войск Ленинградского фронта, вынужденных сражаться на «голодном пайке» боеприпасов и техники. Множество людей, кроме жителей города, имели отношение к обороне Ленинграда и спасению эвакуируемых ленинградцев, кроме того, город Ленина в сознании советских людей имел особое символическое значение наравне с Москвой. Поэтому прорыва блокады ждала, без преувеличения, вся страна.

Попытки разомкнуть кольцо

Войска Ленинградского фронта планировали и проводили наступательные операции одну за другой: первые две еще осенью 1941 года в районе Синявино, и обе были неудачны. Следующая попытка была с января по апрель 1942 года, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов пытались наступать навстречу друг другу в направлении станции Любань, но тоже неудачно. Советские войска вынуждены были отойти на исходные рубежи. В августе-сентябре 1942 года была предпринята четвертая попытка — части двух фронтов опять рванулись навстречу друг другу в направлении Синявино, но нацисты смогли нанести контрудар, и наши снова отступили. Командованию Ленинградского и Волховского фронтов было приказано перейти к обороне, и готовить войска к новому наступлению уже зимой.

В этом было сразу два смысла: во-первых, фронтам давалось время на нормальную подготовку и, во-вторых, учитывался характер местности со множеством рек, ручьев и заболоченных участков. Надо было, чтобы все это замерзло и стало более проходимым.

Разведка установила, что гитлеровцы сильно укрепили свои позиции. Для успешного наступления советским войскам была необходима поддержка танков и артиллерии. И если по артиллерии вопрос постепенно решался, то с танками получилась проблема у Ленинградского фронта.

Нужна особенная броня

Танки там были, хоть и не так много, как хотелось бы. Кроме устаревших БТ и Т-26, хватало и современных на тот момент Т-34 и КВ. Заводы в Ленинграде, хоть и не могли производить новых танков из-за отсутствия поставок материалов, зато постоянно выполняли ремонт имевшихся на фронте машин, сохраняя их в строю.

Но местность в районах, намеченных для прорыва блокады, была труднодоступной для танков класса Т-34 и КВ. Они могли там действовать лишь вдоль дорог. Прорывать сильно укрепленную оборону врага одной пехотой было нереально — нацисты расстреляли бы ее еще на подходе. Нужна была броня, которая дойдет до вражеских позиций и устроит там апокалипсис, пока пехотинцы будут бежать до вражеских окопов. Особенно важным этот вопрос был в полосе наступления через реку Неву.

Лед на реке намерзал не настолько, чтобы выдержать вес Т-34 и тем более тяжелых КВ. А укрепить ледовые переправы бревнами или навести мосты немцы не позволили бы — сосредоточили бы весь огонь на таких участках. Вот тогда и вспомнили про имевшиеся на Ленинградском фронте легкие танки Т-60.

Мал да удал

Танк Т-60 был переделкой более ранней машины — плавающего разведывательного танка Т-40. Когда летом-осенью 1941 года из-за больших потерь техники в Красной армии появился дефицит танков, московский завод № 37, производивший Т-40, за две недели подготовил проект переделанного танка. С него сняли все узлы плавучести и водный двигатель, а за счет этого усилили лобовое бронирование. Но танк был слабо вооружен: двумя пулеметами в башне — крупнокалиберным ДШК (калибр 12,7 мм) и стандартным танковым ДТ (калибр 7,62 мм). Нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев предложил усилить вооружение, заменив ДШК на скорострельную авиационную пушку ШВАК калибром 20 миллиметров. В результате была сконструирована установка ШВАК для танковой башни.

Машина получила название «Т-60». На испытаниях танк показал себя хорошо, и его приняли на вооружение. Причем, учитывая острую нехватку танков на фронте, производство Т-60 было поручено нескольким заводам сразу с приказом выпустить 10 тысяч этих танков. До конца 1941 года успели сделать 1366 Т-60. В 1942-м танку еще усилили броню и сделали более надежным двигатель. За 1942 год были сделаны еще больше четырех тысяч таких машин.

На Ленинградский фронт Т-60 попадали с «большой земли» по воде (а зимой по льду) Ладожского озера. Поставки этих машин были возможны, потому что они весили мало и их можно было быстро переправлять на баржах, или своим ходом по льду Дороги Жизни. Причем в зимних условиях с Т-60 для облегчения нагрузки на лед снимали башню, и танк вез ее за собой на прицепе в санях. А уже на ленинградском берегу башню вновь ставили на место.

Подготовка к прорыву

Т-60 на Ленинградском фронте при особой (хоть и вынужденной) бережливости к зиме 1942–1943 годов оставалось еще достаточно для формирования двух танковых бригад. Им дополнительно придали несколько легких колесных броневиков Ба-20 и Ба-64. Всего набралось 147 танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лед Невы. Им и было поручено возглавить наступление на главном участке прорыва в полосе Ленинградского фронта.

Конечно, советское командование планировало использовать и серьезные машины Т-34 и КВ, но для этого войска с легкими танками должны были захватить плацдармы на вражеском берегу и обеспечить возможность наведения мостов через Неву. А уже по этим мостам в прорыв должны были пойти средние и тяжелые танки. Вся подготовка велась в режиме секретности, с обязательной маскировкой от авиации врага. По сообщениям штаба Ленинградского фронта, подготовку к наступлению удалось сохранить в тайне, и можно было надеяться застать немцев врасплох. Операцию назвали «Искра». Начало наметили на утро 13 января.

Решительный удар

Утром в дело вступила наша артиллерия, а на направлении главного удара поработали еще и гвардейские минометы — «катюши». Разбив передовые позиции врага, артиллеристы перенесли огонь вглубь вражеского расположения, отсекая возможные контратаки немцев.

А по льду Невы на занятый противником берег устремились десятки Т-60. Там, где инженерная разведка нашла лед потолще, танки на тросах тащили за собой еще и санки с десантом пехоты. А следом волной побежали простые пехотинцы. Уцелевшие немцы открыли огонь, но Т-60 могли вести стрельбу на ходу и стали отвечать, подавляя врага.

Наконец, юркие машины достигли заветного берега — часть рванулась сразу вперед, а другая часть пошла вдоль окопов, расстреливая очередями сопротивлявшихся гитлеровцев. Появились и потери — все-таки броня у Т-60 была слабовата. Но задачу свою легкие танки выполнили: захватили плацдарм и дали возможность штурмовой волне нашей пехоты перейти через реку и ворваться на позиции немцев.

К концу дня, сломив сопротивление немцев, советские части смогли захватить плацдарм шириной в шесть и глубиной в три километра. Тут же наши инженеры, еще под огнем врага, начали строить переправу для средних и тяжелых танков в районе Марьино. А легкие Т-60 брали с собой десант пехотинцев и рвались дальше, навстречу Волховскому фронту.

Затем бои пошли серьезные, и легким танкам пришлось туго, большинство из них были подбиты. Но 14 января, на второй день наступления, возле Марьино заработала переправа для серьезной техники, и в бой уже шли «тридцатьчетверки» и другие мощные машины. Блокада была прорвана, а Ленинград спасен.Хитрость для прорыва блокады. Советские войска смогли переправить танки по тонкому льду Невы

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 Александр Тимофеев, житель блокадного Ленинграда:

— Мне в 1941 году 9 ноября исполнилось пять лет. Помню, видел как шли по улицам добровольцы и мобилизованные. Когда стал взрослым, то подсчитал, что именно в этот день был организован добровольческий коммунистический полк, и его отправили через Неву на Невский пятачок — удерживать важный плацдарм. И к вечеру от этого полка осталась только треть. На Невском пятачке все было унизано костями и железом, бои там были страшные.

Немцы постоянно бомбили Ленинград и окрестности. Мы жили в пригороде, и поскольку Охтинский комбинат был рядом, а немцы при бомбежках часто промахивались, то попадали и в деревню. Один раз отец нашел сброшенную на парашюте бомбу. Крышка от нее отлетела.

Мы вызвали саперов. И когда ее разобрали, то саперы сказали, что она была начинена не взрывчаткой, а железными опилками. Кто-то, значит, в немецком плену или из немцев-антифашистов сработал на оружейном заводе так, чтобы она не взорвалась…

Рекомендации