Выступление скрипача Олега Васильевича Крысы. Егоров Василий, Коньков Александр/Фотохроника ТАСС

Место музыкальной силы: Московская консерватория отмечает 155 лет со дня открытия

  • Ольга Кузьмина
  • 20.09.2021

История этого уникального заведения, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, началась в 1866 году. За полтора с лишним века жизни из музыкальных классов, созданных бешеным энтузиазмом Николая Рубинштейна и его единомышленников, она превратилась в одно из самых сильных и именитых учебных заведений мира. Юбилей консерватории — это праздник и для ее преподавателей, и для выпускников и студентов, и, конечно, для нас, слушателей.

Загадка завораживающей русской и российской музыки — примерно то же самое, что и загадка русской души: все понимают, что она есть, но с ее определением затрудняются. Как объяснить, отчего она затрагивает всех и каждого? Рождаясь благодаря сочетанию высочайшей духовности, глубины и эмоциональности создателей и блистательной школы исполнительского искусства, наша музыка не просто часть культуры, а истинно национальное достояние.

И Московская государственная консерватория имени Петра Ильича Чайковского более полутора веков оттачивает и доводит до совершенства таланты музыкантов различных направлений. Имена ее выпускников навсегда вошли в мировую историю музыки.

И сама консерватория была и остается тем, что в современном языке именуют «брендом»: в нее трудно поступить, в ней нелегко учиться, но фраза «выпускник Московской консерватории» звучит как говорящая визитная карточка.

История консерватории началась с одержимости идеей создания музыкального учебного заведения ярким музыкантом и неравнодушным человеком — Николаем Рубинштейном. Младший брат великолепного композитора и пианиста Антона Рубинштейна, основателя первой русской консерватории в Санкт-Петербурге, Николай тоже был пианистом-виртуозом и прекрасным дирижером.

В каком-то смысле он находился в тени своего брата, но точно не уступал ему в организаторских способностях и преданности музыкальному поприщу. Мысль о том, что консерватория должна появиться и в Москве, захватила его. Да, подобные проекты предлагались и раньше, но ее апологет, капельмейстер Большого театра Фридрих Штольц, смог добиться лишь разрешения бесплатно преподавать на дому некоторые музыкальные дисциплины.

Место музыкальной силы: Московская консерватория отмечает 155 лет со дня открытия
Дирижер и руководитель хора после выступления в БЗК. Фотохроника ТАСС

Н. Рубинштейн, один из учредителей Русского музыкального общества В. Кологривов и В. Трубецкой смогли организовать музыкальные классы при Императорском музыкальном обществе. Рубинштейн принимал учеников у себя дома на Садовой, а потом в Мясном переулке. Вокруг него собрался круг единомышленников, и вскоре число учеников, жаждущих изучать хоровое и сольное пение, основы музыкальной теории и игру на различных музыкальных инструментах, начало расти.

В августе 1866 года начались приемные экзамены в консерваторию, но ее торжественное открытие назначили на 1 сентября. Прошло все торжественно, с чтением молебна, речами и обедом, после которого за фортепиано сел Петр Чайковский. Первым произведением, сыгранным в стенах только-только открывшейся консерватории, была увертюра «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки, и это символично — музыка гениального родоначальника русской школы будто освятила учебное заведение. Затем в зале звучал Бетховен. Лучшего открытия и придумать было нельзя.

Николай Рубинштейн имел четкое представление о том, каким надлежит быть профессиональному музыкальному образованию. Он отучился на юридическом факультете Московского университета и не уставал повторять, что именно ему во многом обязан «умственным развитием». Поэтому в консерватории изначально были открыты научные классы: основатели консерватории хотели, чтобы в стенах консерватории воспитывались не узкие специалисты, а широко образованные люди, и в научных классах преподавали лучшие профессора университета. В первые годы образование в консерватории длилось шесть лет, а затем его продлили до девяти!

…Нет-нет, консерватория не всегда находилась там, где мы привыкли видеть ее сегодня. Первые пять лет после своего открытия в 1866 году она располагалась на Воздвиженке, а затем перебралась на Большую Никитскую. Сначала здание просто арендовали, а позже выкупили за 185 тысяч рублей.

Место музыкальной силы: Московская консерватория отмечает 155 лет со дня открытия
Инфографика: Илья Юдин

Сегодня Рубинштейна назвали бы талантливым кадровиком — он собирал лучших из лучших! Именно он пригласил преподавать в консерватории вчерашнего выпускника петербургской консерватории Петра Чайковского.

Тогда, правда, он был лишь подающим надежды автором нескольких сочинений. Чайковский переехал в Москву в том самом 1866 году. Он был беден, на плечах — шуба с чужого плеча… Но он был безраздельно влюблен в музыку, и в душе его жили мелодии, которые вскоре сделают его знаменитым. Его имя навсегда окажется связанным с Московской консерваторией: портрет Чайковского украсит Большой зал, открытый через несколько лет после смерти композитора, а его имя навсегда войдет в название учебного заведения. Ну а сейчас Петр Ильич встречает нас у консерватории — ну кто не знает потрясающий памятник работы Веры Мухиной?

Поначалу в консерваторию брали почти всех, и в целом уровень требований для поступающих был невысоким. Кстати, до 1917 года обучение тут было платным. Но количество учеников стремительно росло, арендованное для консерватории здание вскоре оказалось слишком тесным: если после открытия и в первые годы тут училось чуть более 180 человек, к середине 1890-х — уже более 400. 27 ноября 1893 года было принято историческое решение — строить консерваторию по проекту академика архитектуры Загорского. Уже в следующем году консерватория временно переехала на Волхонку, старое здание разобрали, а в июне 1895 года торжественно заложили новое. Три года спустя в новые классные комнаты вошли первые ученики. При советской власти здание надстроили, а в начале 1980-х к консерватории отошло и здание Синодального училища церковного пения.

В годы советской власти детей рабочих и крестьян к поступлению в консерваторию готовила Воскресная рабочая консерватория (1927–1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929–1935). Испытывало историческое учебное заведение и жесткое время 1930-х годов: по решению Наркомпроса консерваторию даже переименовывали в Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона. Была предпринята и попытка упрощения образовательного процесса, дабы учеба музыкантов проходила в соответствии с представлениями о прекрасном марксизма. Правда, новации длились недолго: в конце 1932 года все вернулось на свои места. Перемены случались, но не разрушительные: например, появился военно-дирижерский факультет, позже переведенный в подчинение Минобороны.

Пройдя через жернова разных эпох, консерватория осталась собой. Она неизменна в главном: ее выпускники — лучшие из лучших. Кто-то из них становится звездой классики.

Кто-то — бывает и такое — срывает овации как популярный исполнитель. И всех этих людей объединяет принадлежность к альма-матер: великой, яркой и знаменитой на весь мир. С юбилеем, «конса»!

КСТАТИ

Петр Чайковский проработал в консерватории 12 лет, совершенно особых для его биографии. Именно в это время он написал «Лебединое озеро», четыре симфонии, а также оперу «Евгений Онегин». Этот мировой оперный хит и поныне наиболее часто исполняемая в мире русская опера была написана композитором специально для учеников консерватории. Они же и исполнили ее первыми под непосредственным руководством Николая Рубинштейна. В 1893 году именно в этих стенах Чайковский впервые услышит свою Шестую Патетическую симфонию, проверяя, как звучат оркестровые партии. Композитор останется доволен и отправится на премьеру симфонии в Петербург, не зная еще, что концерт этот станет для него последним.

ЗНАМЕНИТЫЕ ВЫПУСКНИКИ МГК

Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Родион Щедрин, Альфред Шнитке, Микаэл Таривердиев, Святослав Рихтер, Владимир Спиваков. Юрий Башмет, Николай Луганский, Александра Пахмутова, Денис Мацуев. Глеб Матвейчук, Дмитрий Маликов.

Рекомендации