Начальник УВВС РККА Пётр Ионович Баранов

Нам разум дал стальные руки-крылья

  • Михаил Бруснев
  • 23.09.2024

Руководитель и один из создателей советской авиационной промышленности Петр Ионович Баранов прожил короткую, но очень яркую жизнь. Родился он в Санкт-Петербурге в семье ломового извозчика. И еще до Первой мировой войны вступил в партию большевиков. После этого власти выслали его из родного города. В годы Первой мировой войны его призвали в армию. И там он продолжал большевистскую агитацию. По словам доцента исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Юрия Борисенка, Петр Баранов вступил в Красную армию.

— Он воевал на Донбассе, Восточном и Туркестанском фронтах, на Украине, в Крыму, — рассказывает Юрий Борисенок. — В марте 1921 года вместе с другими делегатами Х съезда партии большевиков Баранов принимал участие в подавлении Кронштадтского мятежа и получил за это орден Красного Знамени. Потом он боролся с басмачами в Ферганской и Хорезмской областях. В 1923 году его назначают заместителем начальника Военно-воздушных сил. А в 1925 году — начальником. До июня 1931 года Петр Ионович был во главе советских ВВС.

6 июля 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа на воронежском аэродроме Леонид Минов выполнил показательный прыжок с парашютом, вслед за ним свои первые прыжки — еще несколько летчиков. Выслушав доклад о ходе сборов, Баранов предложил «продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории противника». 2 августа того же года десант был выброшен. Этот день считается днем рождения Воздушно-десантных войск РККА.

Юрий Борисенок уточняет, что Баранов занимал достаточно высокий пост и в партийной иерархии.

— Он был кандидатом в члены ЦК ВКП(б), — продолжает историк. — После 1931 года он ушел в гражданскую авиацию. Его назначают начальником Всесоюзного авиационного объединения и заместителем наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Баранов руководит Главным управлением авиационной промышленности. Это был очень талантливым организатором. До момента назначения на авиационную должность он не имел отношения к самолетам. И тем не менее у Баранова были большие перспективы, потому что воздушный флот только зарождался.

Юрий Борисенок говорит, что Петр Ионович нелепо погиб 5 сентября 1933 года.

— Самолет АНТ-7 должен был лететь из Москвы в Севастополь, но разбился под Подольском, — говорит историк. — Катастрофа произошла в 9:20 возле станции Лопасня. Полет проходил в условиях тумана на малой высоте. Эта трагедия, которая даже среди происшествий того времени была нелепой, лишила руководства советскую авиационную промышленность. Сталин в то время отдыхал в Сочи. Он послал Кагановичу жесткую телеграмму, в которой говорилось о запрете полетов ответственных лиц без разрешения ЦК.

Урна с прахом Петра Ионовича захоронена в Кремлевской стене. Но о его роли в создании промышленности свидетельствовали многие. Так, Андрей Николаевич Туполев отмечал, что после гибели Петра Ионовича всем пришлось очень туго — было законсервировано строительство некоторых комбинатов, заложенных Барановым. Более емко высказался создатель авиадвигателя М-34 Александр Микулин: «Дорогу моему мотору открыл покойный Баранов».

Рекомендации