На фестивале «Золотая осень» жители столицы увидели, как жили, что ели и во что одевались их пращуры.
Дьяковцы. Так называется финно-угорское население, жившее на территориях Московской, Тверской, Владимирской, Смоленской, Ивановской и других российских областей с VII века до нашей эры до V века нашей эры.
В шале на Святоозерской улице современные реконструкторы дьяковцев показывали быт той нелегкой эпохи — мир без электричества, интернета и центрального водопровода. Тем не менее, по словам Евгения Афанасьева, реконструктора из клуба «Небесный вепрь», наши предки приспособились неплохо жить и в таких условиях.
Помещение, где гостям фестиваля Евгений демонстрирует украшения и бытовую керамику дьяковцев, само по себе примечательно. Деревянная мебель, пробуждающая мысли о крестьянских избах, лавки покрывают звериные шкуры.
На столе среди всякой мелочи типа фибул, рыболовных крючков из кости два коровьих и один конский череп. Атмосферно.
Небольшие, вылепленные из глины «бокалы», неладно скроены, зато крепко сшиты.
— Притом что дьяковцы не знали гончарного круга, лепить им удавалось. Только свои изделия они редко украшали даже элементарным орнаментом, — рассказал реконструктор.
Глиняная посуда не стояла без дела. Питались дьяковцы хоть и не шикарно, но сытно и здорово. Правда, чтобы приготовить кашу или какие-нибудь лепешки, приходилось потрудиться.
Жерновов у них не было, зерна разминали ручной теркой — устройством из двух камней, нижний из которых большой и с выемкой, а верхний меньше — чтобы удобно «сидел» в руке. В выемку клали немного зерен и меньшим камнем перетирали их. Это действие повторялось много раз.
Все это можно смотреть и трогать руками.
— Наши посетители удивляются, насколько это было непросто — приготовить себе обед полторы тысячи лет назад, — рассказывает Евгений Афанасьев.
Сам он одет подобно дьяковцам — в одежду из шерсти и льна. На ногах кожаные «кеды» эпохи раннего железного века.
В соседнем шале развернули ткацкое производство. Реконструктор Юлия Зайдель рассказывает о модных трендах у дьяковцев. Женщины в то время любили бижутерию.
— Самые простые бусы были керамическими. Украшения делались в форме колокольчиков. А те, кто мог себе позволить, носили бусы из цветного стекла из Византии, которые попадали к дьяковцам по рекам благодаря торговле с соседями, — рассказала Юлия Зайдель.
СПРАВКА
Древнее население столичного региона
Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в лесной полосе Восточной Европы. На современной карте России это территории Тверской, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Смоленской областей. Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково под Москвой (ныне в границах Москвы, в черте музея-заповедника Коломенское). Дьяковское население было скотоводческим мясного направления. Лошадей дьяковцы разводили тоже преимущественно для получения мяса.