Мастера-пожарные Артем Алексеенко и Евгений Бойцов в любую минуту готовы броситься на защиту москвичей от пожара. К счастью, далеко не всегда выезд по тревоге заканчивается бросками в пламя с риском для жизни — иногда отряд вызывают просто для подстраховки или на детскую шалость

Оборудование на всякий пожарный случай

  • Дмитрий Толкачев
  • 14.04.2025

С тех пор, как человечество получило огонь, в его руках оказалась «палка о двух концах». С одной стороны — тепло и горячая пища. С другой — новое бедствие — пожары. И с ними все время учатся бороться.

Чуть более чем через десять лет после того, как в США запатентовали первую пожарную лестницу, российские инженеры приготовили свой важный ответ. В 1778 году Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге одобрила проект слесаря Петра Дальгрена первой в мире механической пожарной лестницы. При помощи сложных механизмов она поднималась на 20 метров.

В 1809 году Кириллом Соболевым была разработана первая трехколенная выдвижная лестница. А через год петербургскому архитектору Вильяму Гесте удалось сделать пятиколенный «подъемник», который был способен достигать 17-метровой высоты!

Наконец, была создана знаменитая «лестница образца 1895 года», получившая широкое распространение. И все благодаря своей прочности и маневренности.

В ХХ веке, с началом развития многоэтажного строительства, возникли и новые требования к противопожарной технике. Уже в 1920 году московские огнеборцы сумели приспособить для транспортировки лестницы «Магирус» шасси грузовика «Берлие». А в 1932 году ленинградцы стали использовать шасси автонасоса Я-3 с установленными на них съемными лестницами. Бойцам очень пришлась по вкусу такая «тушилка». Автомобили позволили отказаться и от конных экипажей.

В 1935 году в Балашихе для нужд огнеборцев был создан целый НИИ — Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны. Он занимался проектированием новых пожарных машин и оборудования. В том числе разработкой 30-метровой металлической выдвижной лестницы, которая размещалась на шасси грузового автомобиля ЗИС-6. Позже проект передали Московскому заводу пожарных машин, работавшему над созданием 45-метровой выдвижной лестницы. В результате совместной работы с ЦНИИПО были разработаны чертежи механизированной автолестницы К-30. Воплотить проект в жизнь поручили специальному главку, отвечавшему за выпуск всех видов пожарной техники. Уже к середине 1930-х годов в СССР появились выдвижные лестницы «Магирус» и «Метц». Сама автолестница К-30 была приспособлена для тушения огня — к последней ступени верхнего колена крепился ствол. А рукав соединялся с автонасосом, и вода подавалась наверх.

Точно подсчитать, сколько жизней спасено за годы существования пожарной лестницы, очень сложно. Но сейчас к тактике тушения пожаров предъявляются более жесткие требования. Поэтому совсем нельзя исключать появления в ближайшие годы более высоких и технически совершенных образцов лестниц.

По словам заместителя начальника отряда, начальника службы пожаротушения САО Сергея Бондарева, кроме пожарных лестниц как таковых, в арсенале пожарных есть и всевозможные подъемники.

— Высотные подъемники делятся на авто, коленчатые, телескопические, — говорит Сергей Бондарев. — В Москве их высота колеблется от 30 до 100 метров. Правда, тех, которые превышают 50 метров, есть лишь единичные экземпляры. Для них нужны крупногабаритные автомобили, для которых разрабатываются специальные маршруты движения. В основном используются технические средства от 30 до 60 метров, предназначенные для работы личного состава на высоте, подачи огнетушащих средств, проведения разведки пожара, осмотра места происшествия.

Начальник службы пожаротушения САО уточняет, что кроме этих средств, существуют еще и подъемные механизмы типа спайдера — телескопические подъемники, которые предназначены для тушения пожаров в многоэтажных зданиях, проведения аварийно-спасательных работ и спасения человеческих жизней.

— Их перевозят на прицепе, — продолжает Сергей Бондарев. — Оператор этого устройства может его приблизить вплотную к зданию в тех местах, куда не может подъехать пожарная техника. Правда, изменилась и сама пожарная лестница. Среди них встречаются модификации со «сломанным» последним коленом. Оно может опускаться ниже. Есть телескопические подъемники, которые работают по принципу лифта. В них с земли вверх поднимается люлька. Но при этом и ручные лестницы никто не отменял. Например, в прошлом году было возгорание на четвертом этаже, и с помощью штурмовой лестницы (ручная лестница с крюком, с помощью которой можно передвигаться на любую высоту) ребята из 31-й пожарной части спасли людей в жилом доме, сумев спустить их этажом ниже.

Сергей Бондарев особо отмечает и лестницу, разработанную Героем России Евгением Николаевичем Чернышевым — начальником службы пожаротушения Главного управления МЧС России по городу Москве. Он участвовал в ликвидации многих пожаров. В том числе — на Нефтеперерабатывающем заводе в Капотне, Шинном заводе, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, МГУ и других. Принимал участие в спасательной операции во время террористического акта в Культурном центре на Дубровке в 2002 году. Звание Героя России он удостоился посмертно, погибнув при выполнении служебного долга.

За годы службы в пожарной охране при непосредственном участии Евгения Чернышева была спасена не одна тысяча человеческих жизней.

— За основу Евгений Николаевич взял штурмовую лестницу, — рассказывает эксперт. — Чернышев внес в конструкцию такие элементы, как более усиленный, раскладываемый крюк, напоминающий своеобразный клюв. Лестница может раскладываться пополам. Кроме того, ее можно установить как стремянку, а с помощью крюка подниматься повыше. Несмотря на то что конструкция шире и массивней стандартной штурмовой лестницы, ее всегда можно найти в расчете пожарных автоцистерн. Она так и называется: Лестница пожарная универсальная «Чернышова».

ПОЖАРНАЯ МАШИНА

Проблесковый маячок

Мигающий светосигнальный прибор , устанавливаемый на крыше автомобиля.

Кабина

Часть транспортного средства, в которой работает водитель.

Баллон для порошкового тушения

Содержит огнетушащий порошок, который распыляется по поверхности и препятствует горению.

Кабина боевого расчета

Термошумоизолирована, имеет систему вентиляции. Основная кабина и кабина боевого расчета выполнены в едином пространстве посредством эластичного шлюза.

Рукава

Шланг из гибкого материала, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ к очагам возгорания. Оборудован пожарными соединительными головками.

Рукава высокого давления

Шланг из гибкого материала, способный подавать огнетушащие вещества под давлением.

Отсек гидравлического инструмента

Предназначен для его хранения.

Выходной патрубок

Специальное устройство, используемое для подключения пожарных шлангов к источнику воды, такому как пожарный гидрант или насос.

Лестница

Предназначена для эвакуации людей при пожаре, подъема личного состава и т. д.

АМУНИЦИЯ ОГНЕБОРЦА

Пожарный топор

Универсальный инструмент с ручкой из дерева.

Ботинки и перчатки

Выполнены из резины или другого неэлектропроводного материала.

Полукомбинезон

Сделан из огнестойких тканей со специальными пропитками и водостойкой поверхностью снаружи.

Трос

Изготавливается из негорючих материалов и служит для обеспечения контроля за деятельностью пожарного во время аварийных ситуаций.

МОСКВОВЕДЕНИЕ

Самый крупный московский пожар XIX столетия случился в ночь с 14 на 15 сентября 1812 года, после того, как в город вошли войска Наполеона. Огонь бушевал до 18 сентября и повлек за собой огромные потери и разрушения. Тогда в пламени погиб единственный экземпляр «Слова о полку Игореве» из коллекции Алексея Мусина-Пушкина.

Рекомендации