О Москве и москвичах можно услышать многое. Но далеко не все из этого оказывается правдой. Однако некоторые суждения настолько живучи, что сохраняются, передаются из уст в уста целыми десятилетиями и даже веками. Есть и такие, что попадают в школьные учебники. Некоторые из самых распространенных, но от этого не ставших менее интересными, мы постараемся сегодня развенчать.
Миф 1
Москва основана в сентябре 1147 года
На самом деле. У этого стойкого убеждения большинства москвичей и почти всех приезжих весьма простая основа: все знают дату 1147 из школьных учебников, а День города столица отмечает в первые выходные сентября. Из этого делается бесхитростный и, вроде бы, логичный вывод — город основан в сентябре 1147 года.
Все бы хорошо, но эта дата — отнюдь не время основания города. И, что самое интересное, даже в школьных учебниках об этом говорится.
Почему же обыватели уверены в обратном? Все просто: большинство людей запоминают саму дату и повод, по которому ее упоминают. Не истинное значение и не пояснения к дате, а лишь сам повод: возраст столицы. 1147 год — всего лишь время первого упоминания нашего города в летописях. То есть сам город существовал и раньше, до этого года, но только в 1147 году летописец записал его название в рассказе о свидании князя Юрия Долгорукого с братом. Возвращаясь из очередного военного похода, Долгорукий, в то время князь Суздальский, захотел повидаться с троюродным братом Святославом, княжившим в Новгороде-Северском. И послал к Святославу гонца со словами: «Приди ко мне, брат, в Москов».
Кстати, было это ни разу не в сентябре, а прямо-таки в апреле. Но, когда решался вопрос об учреждении Дня города, решили, что апрель у нас — месяц слишком холодный, грязный и слякотный для народных гуляний. А вот начало сентября, когда погода еще летняя, а большинство горожан уже возвращаются в столицу из отпусков и с дач, — самое подходящее время для массового праздника.
Так вот, Юрию надо было устроить пир для брата с его дружинниками (без охраны князья, понятное дело, не ездили), да и свою дружину тоже за столы усадить. Такое можно было сделать лишь в более-менее крупном городе. По тем временам встреча князей вполне тянула на «официальный визит», как мы это сейчас называем. Легенда о том, что княжеский пир устраивался в усадьбе боярина Кучки, вокруг которой была лишь маленькая деревня, не выдерживает критики. Усадьба и деревня просто надорвались бы, обеспечивая такой прием. А вот торговый городок, удобно стоящий на перекрестке речных и сухопутных путей, вполне располагал возможностями накормить и спать уложить двух князей и обе дружины.
В наше время существование не усадьбы, а именно уже торгового поселения (довольно крупного) на месте Москвы в середине XII века подтвердили археологи. Раскопки на Биржевой площади в 2017 году показали, что ко времени свидания князей была заселена территория не только Боровицкого холма, но и Ильинки. То есть у города, кроме укрепленного центра на холме, уже был приличный по размерам посад, где люди занимались торговлей: найденные артефакты об этом свидетельствуют. Главный вывод из всего этого: Юрий приглашал брата в 1147 году не в маленькое захолустное селение, а в настоящий город.
А время превращения Москвы из селения в город ученые теперь отодвигают на сотню лет раньше летописного известия: к середине 11 века.
Миф 2
Название Москва — женского рода
На самом деле. Считается, название городу было дано по имени протекавшей реки. Точнее, самой крупной из нескольких в округе. А поскольку главная наша речка зовется Москва, и по правилам русской грамматики имя это женского рода, то большинство людей также воспринимает и название столицы.
Между тем в летописях изначально город упоминался под названием Москов, то есть мужского рода, как и русские города Псков, Ростов, Гдов, Порхов… Лишь позднее в речи стали смешиваться названия реки и города, и в конце концов установился один вариант. Имя реки окончательно перешло к городу.
Миф 3
Библиотека Ивана Грозного спрятана в подземельях под Кремлем
На самом деле. У Ивана IV была богатейшая библиотека. В ней были собраны книги церковные и светские, списки утраченных ныне произведений Аристофана, Полибия, Пиндара и Цицерона… Основу библиотеки составляла коллекция византийских императоров, которую привезла в Москву последняя византийская царевна София Палеолог, когда выходила замуж за Ивана III. Куда делось все после Грозного — неизвестно. Правдоподобными выглядят версии, что библиотека либо сгорела в Большом московском пожаре 1571 года, либо была вывезена оккупантами-поляками в Смутное время. Версия о существовании библиотеки до нашего времени не подтверждается. В конце царствования Петра I искали тайный ход, ведущий под здание Арсенала (тогда его называли Цейхгауз), своды которого якобы были замечены строителями. Этот ход, по преданию, и вел к подземным палатам, где спрятана библиотека. Копали дважды, в пяти местах, но не нашли. В 1933–1934 годах по разрешению комендатуры Кремля археологи вели раскопки еще раз и нашли подземный ход! Не обозначенный на кремлевских картах, он ведет через две Арсенальные башни (угловую и стенную) в сторону Арсенала. В 1935 году намечались раскопки хода, но исследования внезапно прекратили… по приказу комендатуры Кремля. Самая грустная, но, похоже, верная версия: библио тека разграблена, сокровища разошлись по свету.
— То ли это сделали поляки в 1612-м, то ли наполеоновские французы в 1812-м, — резюмирует историк Владимир Сидоров. — Но книги, числившиеся в легендарной библиотеке, современным исследователям стали попадаться в частных коллекциях и запасниках иностранных музеев…
Миф 4
Соратник Петра Первого шотландец Яков Брюс был чернокнижником и колдуном. Ценные труды и рецепт философского камня он спрятал в стенах Сухаревой башни.
На самом деле. Возле Сретенских ворот, там где сейчас Сухаревская площадь, с XVII века и до сталинских времен стояло красивое здание — Сухарева башня. Три нижних этажа занимали, как бы мы сейчас сказали, офисные помещения, а еще на четыре возвышалась круглая башня. В этом здании Брюс предложил учредить Навигацкую школу, первое светское учреждение в России, готовившее «управленцев» для военных и государственных ведомств. Брюс стал в этой школе преподавать, а на верху башни устроил кабинет и обсерваторию.
— Миф этот просуществовал до середины ХХ века. Но на поверку все оказалось проще и интересней, — пояснил историк Владимир Сидоров. — Брюс действительно был очень образованным для своего времени, занимался наукой. Даже пытался создать философский камень, но, предсказуемо, неудачно. А потом занялся исследованиями металлов и их сплавов. Цель была прозаической — царь Петр поручил ему создание новой артиллерии для армии, и Брюс искал способы сделать стволы для пушек более крепкими и долговечными.
Уцелевшие архивы Брюса хранятся в библиотеке Академии наук. И ничего сверхъестественного там нет. Изыскания шотландца вполне укладываются в общий научный уровень ХVIII века. Труды Ломоносова, например, гораздо более «прорывные». Однако точку в слухах о чернокнижнике поставило не изучение его архивов, а строительная кампания советской власти.
— В 1934 году Сухареву башню разобрали, — рассказал Сидоров. — Не стали взрывать, а аккуратно разобрали по кирпичику. И… никакого философского камня не нашли. И никаких механических птиц. И уж тем более ни одного искусственного человека на рабочих не выскочило.
Но артиллерию для Петра Брюс все-таки сделал. Лучше, чем была. И в процессе изысканий шотландец пришел к выводу, что для этого нужна не алхимия, а… культура производства. Точность изготовления. Он требовал на производстве не отступать от чертежей ни на волосок, ни на черточку. И сделанные под его контролем пушки оказались долговечны и далеко стреляли. С брюсовской артиллерией Петр и выиграл Северную войну. Никакого чернокнижия не потребовалось.
Миф 5
Коренные москвичи — снобы. Они снисходительно, свысока смотрят на иногородних, не умеют дружить и считают деревенщиной любого, у кого нет высшего образования.
На самом деле. Это выдумки, большинство из которых подтверждают… сами иногородние. Согласно статистике, коренных москвичей (то есть тех, чьи семьи живут в столице хотя бы три поколения) в городе всего… 15 процентов! Меньшинство! И даже чисто математически высокомерных снобов в Москве гораздо больше из числа «понаехавших», а не самих москвичей.
Срабатывает тут и закон адаптации. Многие приезжие знают слухи о снобах-москвичах и, чтобы быстрее вжиться в столичное общество, начинают себя вести как в слухах — чтобы сойти за своего.
Большинство коренных москвичей в силу исходных позиций (наличия жилплощади, помощи родни, которая рядом) имеют преимущество. Но это не значит, что они задирают нос. Просто москвичам приходится решать другие проблемы. А временами и те же самые: например, купить квартиру в родном городе — проблема двух третей москвичей. Потому что цены здесь… московские. Для всех.
И, наконец, коренные москвичи не снобы, потому что у них более высокий уровень культуры и образования. Потому что в Москве институтов и университетов больше, чем в любом другом городе страны. На то она и столица…