Фото: Hobby. Rudic.ru

Самый лучший вертолет. Без разбега сразу взлет

  • Дмитрий Толкачев
  • 8.09.2025

Кто обеспечивает себе господство в воздухе, тот всегда станет победителем и на земле. Этому правилу всегда следовал Николай Ильич Камов, который сумел достичь больших высот в своей профессии.

Серийное производство самых современных и мощных российских разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» началось 29 октября 2008 года. А в мае 2011-го эти винтокрылые машины поступили на вооружение в строевую часть армейской авиации. «Аллигаторы» используются для поражения бронированной и небронированной техники, живой силы и воздушных целей на поле боя. И по сути своей оказались продолжением вертолета Ка50 «Черная акула», который, в свою очередь, успел стать даже героем одноименного российского остросюжетного приключенческого фильм 1993 года. Кстати, само слово «вертолет» придумал в свое время именно Николай Камов, заменив им иностранный «геликоптер».

По словам капитана первого ранга в отставке, военного эксперта Василия Дандыкина, эти вертолеты были детищем уже не самого Камова, а конструкторских бюро, входящих в холдинг «Вертолеты России». Но это нисколько не умаляет заслуг Николая Ильича, который был гениальным конструктором.

— Система винтов, предложенная Камовым, представляет собой два несущих винта, расположенных друг над другом и вращающихся в противоположных направлениях, что компенсирует реактивный момент и избавляет от необходимости в рулевом винте, — рассказывает «ПВО» Василий Дандыкин. — Эта схема, впервые примененная на Ка-8, позволяет совершить быстрый разворот. Еще одним из главных достоинств Николая Ильича стало то, что он стоял у истоков создания морских вертолетов Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-31, которые находятся на вооружении до сих пор. Они выполняют задачи по поиску подводных лодок, огневой поддержке морской пехоты. А еще проводят поисково-спасательные работы. Так что Камова здесь можно считать первопроходцем.

Военный эксперт уточняет, что если брать последнюю линейку, то появление Ка-50 уже было прорывом.

— Сам же Ка-52 себя очень хорошо зарекомендовал во время событий 2022 года в Гостомеле, — продолжает Василий Дандыкин. — Сейчас вертолет очень востребован. И, несмотря на то что хорошие машины есть и в Европе, и в США, наши остаются одними из лучших по техническим характеристикам.

Этапы большого пути

Николай Ильич Камов появился на свет 14 сентября 1902 года в сибирском городе Иркутске. Парня с самого детства интересовали химия и биология. А еще он страстно увлекался техникой. После окончания коммерческого училища с золотой медалью его увлекла авиация. Поэтому, когда выдавалась хоть малейшая возможность, Николай посещал демонстрационные полеты, которые устраивали известные в то время пилоты.

В 1918 году Камов успешно сдал экзамены в Томский технологический институт. При этом ему не смогли помешать ни события Гражданской войны, ни бытовые трудности. А уже в 1920-м попытался поступить в авиаотряд, куда его не взяли из-за врожденной травмы руки. Любопытно, что во время учебы Николай сидел за одной партой с… героем Франции, отличившимся в годы Первой мировой войны в битве за Верден — русским летчиком Харитоном Славороссовым. Видимо, именно такое соседство еще больше укрепило тягу Камова к авиации и самолетостроению. И он твердо решил начать строить самолеты. Изучал все книги по авиации, которые возможно было раздобыть. А еще — экспериментировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Томский вуз Николай окончил с отличием. Сегодня его имя занесено на мемориальную доску.

А потом началось покорение Москвы. В 1923 году инженермеханик Николай Камов прибыл в столицу и устроился рабочим на концессионный завод Юнкерса ИВА.

За те три года, что он там находился, юноша успел изучить технологию производства. Но однажды молодой специалист, свободно владевший несколькими иностранными языками, стал свидетелем сцены, когда мастер-немец очень грубо отчитывал рабочего. Вот Камов и ответил ему на родном для того языке, за что и был уволен. Но чуть раньше Николай Ильич поступил в центральные аэропланные мастерские «Добролета», занимавшиеся ремонтом в основном немецких машин. И там подготовил комплект чертежей самолета Ю-13, что позволило отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов. В 1927 году Камова пригласили в КБ Дмитрия Григоровича, занимавшееся опытным морским самолетостроением. Здесь он разрабатывал морской разведывательный гидросамолет МР-3бис и автожир (аппарат, сочетающий в себе черты самолета и вертолета) собственной конструкции. Результатом стало создание Камовым в соавторстве с Николаем Скржинским первого советского автожира КАСКР-1 «Красный инженер». И 25 сентября 1929 года летчику Ивану Михееву удалось поднять машину в воздух.

Всего под руководством Николая Ильича в разные годы были созданы вертолеты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани «Север-2» и Ка-30. Гениального конструктора не стало после тяжелой болезни 24 ноября 1973 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Родоначальник династии

Николаю Ильичу удалось не только создать целую линейку техники, но и стать родоначальником настоящей семейной авиационной династии. Его единственная дочь Татьяна окончила факультет приборостроения и оборудования МАИ, а потом около 40 лет проработала в авиации. Внук и правнук Камова тоже пошли по его стопам и стали авиационными инженерами. Любопытно, что Татьяна сначала и не думала о «дороге в облака». Но в одном из своих интервью заметила, что связала свою жизнь с авиацией из-за натиска отца.

— Я решила изучать иностранные языки, интересовалась гуманитарными науками, литературой, историей. А вот физику и математику не очень любила, хотя училась хорошо, — рассказала она. — Но Николай Ильич сказал: иначе я тебя знать не хочу! Что такое, единственный ребенок! Надо было мальчика рожать! Ничего, говорит, тебе понравится…

РЕКОРДЫ

Рекордной для вертолетов стала скорость 400,87 км/ч, развитая британским Westland Lynx в 1986 году. На 12 442 метра поднялся в высоту французский Aérospatiale SA 315B Lama в 1972 году. А вот рекорд грузоподъемности принадлежит советскому гиганту Ми-12 (1969 г.), который смог поднять 44 300 килограмм.

Рекомендации