Студентка Алина Литвинова провожает зиму блинами, ФОТО: Наталия Нечаева

Солнечное угощение

  • Армен Мурадян
  • 25.02.2020

Древний славянский праздник Масленица пришел к нам из языческой культуры и сохранился после принятия христианства. В Москве во все времена конец зимы отмечали широко и с размахом. Исключение составили лишь атеистические годы Советской власти. Но сейчас традиция праздновать так, как делали это наши предки, возрождается. Мало того, она переросла в большой ежегодный фестиваль «Московская Масленица», который в этом году начался 21 февраля.

Масленица — самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Все его традиции направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На протяжении веков Масленица сохранила характер народного гулянья, но в каждом из последних столетий праздник отмечался по-разному.

Петровские времена

До эпохи Петра I Масленица на Руси отмечалась по строго регламентированным и одобренным Церковью канонам и правилам. Все было чинно, размеренно и буднично. Да и развлечений было известно в те времена немного. Но по желанию Петра Великого, который, пожив в Европе, насмотрелся на шумные и веселые торжества, для празднования Масленицы в Москву завезли массу иноземных забав, которые довольно быстро прижились среди горожан. Теперь праздник сопровождался пышными парадами-карнавалами, на площадях установили балаганы, качели и карусели, а по городским улицам в Масленую неделю курсировали целые караваны из саней с разряженными боярами и боярынями. На реке Неглинной, которая протекала около западной стены Кремля, строились большие катальные горы и устраивались конные бега. Там же проводились кулачные бои, в которых принимали участие купцы и даже чиновники.

Век девятнадцатый

С каждым годом Масленица становилась все пышнее и торжественнее. Полюбившиеся всем москвичам катания на санях московская знать теперь устраивала в роскошных экипажах. Построенные к празднику катальные горки стали украшаться затейливыми башнями и флажками, а вдоль прогулочных мест стояли наряженные ели и ледяные скульптуры.

Ежегодно перед каждой Масленицей в короткий срок на московских площадях сооружались театральные и цирковые шатры, чайные и ресторанные палатки.

Главным угощением праздника, конечно же, считались блины, которые пеклись и поедались всю неделю в огромных количествах. Масленичное обжорство блинами сопровождалось пользующимися у зрителей популярностью кулачными баталиями «стенка на стенку». Те, кто хотел в них поучаствовать, говорили, что надо «пойти блины вытряхнуть».

Хорошо характеризует веселье, которое царило на Масленицу, присказка, которая осталась с той поры: «Есть до икоты, пить до перехоты, петь до надсады, плясать до упаду».

Такие праздники продолжались до той поры, пока в стране не произошла революция.

После революции

Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы в народные традиции. Конец второго десятилетия ХХ века выдался суровым, омраченным Первой мировой войной и раздраем внутри страны — не хватало продовольствия, на улицах было неспокойно. Поэтому власти просто запретили массовые гулянья.

А уже позже Масленицу назвали «пережитком прошлого» и «загнивающим наследием буржуазии». Поэтому вплоть до послевоенных лет о празднике просто забыли, а если и отмечали, то только дома.

Вернулась традиция только в 1960-х годах, но уже без своего названия. Теперь Масленица называлась «Проводы русской зимы» . Праздновалась всего один день — в воскресенье. На гуляньях в парках и скверах большой популярностью пользовались выступления фольклорных коллективов с русскими песнями. Участники праздника пили чай, ели блины с маслом, сметаной, вареньем или сгущенкой. Так продолжалось долго, вплоть ХХI века. Но уже с началом рой декады нового столетия ситуация в корне поменялась.

Современность

Фестиваль «Московская Масленица», который ежегодно проводится в Москве, настолько полюбился всем, что проводится он уже не классические семь дней, а все 10 — для того, чтобы на нем вдоволь успели погулять многочисленные гости столицы. Возвращаются в программу мероприятий веселые карнавалы и фейерверки, в уличных шале и кафе теперь можно отведать не только блинов на любой вкус, но и других вкуснейших блюд. Гостей праздника развлекают скоморохи и музыканты, театральные постановки, ежедневно проводятся карнавалы.

К старинным развлечениям добавились современные — мастер-классы, экскурсии, творческие и кулинарные мастерские и многое другое. С каждым годом Масленица в столице отмечается все грандиознее и масштабнее. Это говорит не только о возрождении традиций, но и о том, что такой праздник по-настоящему востребован и любим.

В этом году мероприятия по случаю праздника начались 21 февраля. Праздничные площадки Масленицы есть не только в центре города, но и во всех округах, а также в парках столицы.

Традиции. Масленая неделя

Масленица славится своим широким разгулом. Тем не менее у него есть свой собственный распорядок и особые ритуалы.

Понедельник: встреча В этот день принято было начинать с посещения родных. А когда стемнеет, разжигали костры, которые назывались «масленкой». Присказка: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — это как раз оттуда.

Вторник: заигрыши С утра парни приглашали посетить ярмарочные балаганы, поесть блинов и покататься на санях и с горки молодых девушек — заигрывали с ними. Оттуда и пошло такое название.

Среда: лакомка На лакомку принято было, что тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для их забавы созывали всех родных.

Четверг: разгул, перелом На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади — три дня, впереди — три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Выходили в этот день и на «кулачки» — на кулачные бои.

Пятница: гостевой день Для этого дня существовала присказка: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». В этот день зятья угощают своих тещ блинами.

Суббота: золовкины посиделки В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц. Фактически праздник был предлогом сойтись и посудачить. А вечером торжественно сжигалось чучело Масленицы.

Воскресенье: Прощеное воскресенье В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения, а дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. После обеда все собирались в церковь к вечерне, которая открывала Великий пост.

Масленицу писали многие известные художники, например Борис Кустодиев: «Масленица», 1920 год
Масленицу писали многие известные художники, например Борис Кустодиев: «Масленица», 1920 год

Вкусности

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии.

ФАКТЫ

— Масленица — единственный языческий праздник, официально признанный Православной церковью. Даже свое название праздник получил лишь в XVII веке, когда был включен в церковный календарь.

— Народ всегда любил Масленицу и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная Масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

— Масленицу на лубочных картинках изображали в виде румяной бабы, сидящей на сковородке с двумя ухватами и с высунутым изо рта помелом вместо языка. Блин — это символ солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий. Древние верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Масленицу еще называли «Бабьей неделей». Во время праздника женщинами не разрешалось делать работу по дому, а также шить или прясть. Так что все дни они только готовили блины и ходили по гостям.

— Проводы зимы завершались сжиганием ее чучела. Крестьяне развеивали пепел «зимы» над полями: они верили, что этот обряд улучшит плодородность земли.

— В католической Европе существует прямой аналог Масленицы — карнавал. Название «карнавал» образовалось от латинского словосочетания carne vale, то есть «прощай, мясо ».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Кириллов-Угрюмов, москвовед:

— Москва всегда жила домами. Поэтому масленичные традиции за 70 лет атеистического советского времени не были утеряны, а сохранились и передавались из дома в дом, стали домашними. Но по своей сути праздник всегда был таким. Ведь в нем всегда ценилось то, что блины пеклись дома, на них приглашали родных и друзей. А у кого надо было просить прощение в Прощенное воскресенье в первую очередь? Конечно, у родных и друзей, ведь именно их ты мог обидеть в течение года. Очень хорошо, что праздник в Москве снова становится массовым. Но дело даже не в масштабах, а именно в сохранении традиций. Так же замечательно и то, что с каждым годом все больше людей празднует Масленицу.  

Рекомендации