Недавно Министерство просвещения РФ сообщило, что в новом году будет прекращен прием в колледжи и техникумы по 43 специальностям, утратившим актуальность на рынке труда. Между тем среднее профессиональное образование набирает популярность. Вопрос престижа рабочих профессий в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» наши эксперты обсудили на круглом столе «Рабочие профессии. Что должно уметь будущее поколение».
Развитие прогресса заставляет систему среднего профессионального образования очень быстро меняться, чтобы соответствовать требованиям нашего времени. Какие-то профессии уходят в прошлое, а им на смену приходят цифровые технологии. И поэтому стране сегодня особенно нужны высококвалифицированные рабочие-универсалы. Спрос на них на рынке труда огромный.
Работодатели предлагают высокие зарплаты электромонтажникам, газосварщикам, бетонщикам, каменщикам и штукатурам. Однако, делая выбор будущей профессии, многие школьники по-прежнему в большей степени ориентируются на высшее образование. Принявший участие в дискуссии председатель общественного движения «Труд» Сергей Песков считает, что отчасти причина ажиотажного наплыва в вузы в сложившихся стереотипах и подходе школ к вопросам профориентации: у ребят просто не хватает информации о преимуществах рабочих профессий. Свою лепту, по мнению эксперта, вносят и родители, считающие, что рабочие получают мало, а труд у них тяжелый. Вот и оберегают от тяжелой работы своих детей.
— Иногда и после окончания вуза человеку приходится работать руками, — говорит директор лицея имени Героя России Веры Волошиной НароФоминского городского округа Московской области, Почетный работник общего образования РФ Татьяна Хударова. — Да, в нашем обществе сложился стереотип, что только высшее образование дает уверенность в завтрашнем дне и гарантирует достойный заработок. Но это не совсем так: далеко не все выпускники вузов устраиваются на работу по специальности, многим потом приходится переучиваться.
Наш лицей участвует в проекте «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья», в рамках которого наши дети осваивают профессии овощевода, рабочего зеленого хозяйства и водителя внедорожных мототранспортных средств. Мне кажется, это правильно — сначала получить рабочую специальность, а уже потом выбирать траекторию своего дальнейшего развития.
Конечно, этому могли бы поспособствовать учебно-производственные комбинаты, действовавшие в советские годы при многих школах и дающие возможность старшеклассникам освоить какую-нибудь рабочую профессию. Эта практика ушла в прошлое, но в тех школах, где о рабочих специальностях при профориентации не забывают, ученики проявляют к ним заметный интерес. О своем опыте в этом направлении, выступая на круглом столе, рассказал директор Центра образования № 109, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Евгений Ямбург.
— Жизнь меняется очень стремительно, а навыки рабочих профессий усложняются, — говорит он. — И современная система профобразования становится конкурентоспособной. Попробуйте, например, сегодня поступить в колледж, где готовят автослесарей! Там уже не нужно просто гайки крутить, но необходимо работать со сложнейшей электроникой.
Действительно, в этом году спрос на профтехобразование в нашей стране заметно вырос. Большинство выпускников 9-х классов поступили в колледжи. Во многом этому способствовали условия приема: зачисление осуществлялось без экзаменов и сдачи ЕГЭ. Но возможность за три года получить универсальную специальность, позволяющую получать достойную зарплату, тоже, по мнению экспертов, сыграло свою роль. Например, компетенция «мастер общестроительных работ» включает сразу семь востребованных рабочих профессий, такие как электросварщик, каменщик, бетонщик, арматурщик и стропальщик. Кстати, по данным исследовательского центра сервиса по трудоустройству Superjob, доля россиян, желающих отдать детей в вузы, снизилась в два раза. Десять лет назад только 8 процентов родителей рекомендовали своим детям поступать в среднее профессиональное учебное заведение, а сегодня таковых уже 21 процент.
Что же касается трудоустройства, то здесь, по мнению участников круглого стола, многое зависит от потенциальных работодателей. Ведь молодежь хочет работать там, где используются технологии будущего.
— Большую роль в профессиональном образовании должен играть корпоративный сектор, — считает председатель общественного движения «Труд» Сергей Песков. — Бизнес должен сам заботиться о подготовке рабочих рук для своих производств: создавать собственные учебно-производственные базы, курсы подготовки.
Согласен с этим мнением и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.
— Молодежь должна получать в руки те специальности, которые будут направлены на перспективу, — говорит он. — Во всех цивилизованных странах корпоративный бизнес платит за подготовку кадров. — Но и государство должно заниматься этим вопросом, создавая привлекательные по зарплате и условиям труда рабочие места. Гайки крутить или работать на высокотехнологичном производстве — огромная разница! Так что система среднего профессионального образования однозначно должна быть ориентирована на квалифицированный труд.
Молодежь предпочитает работать в корпорациях, создающих учебные базы именно по этой причине, — соглашается главный редактор журнала «Школа и производство», доктор педагогических наук, профессор Галина Пичугина.
— Там, где производство передовое, где условия для работы созданы, дефицита кадров нет, — говорит она. — И молодые люди готовы учиться, совершенствоваться, без отрыва от производства.
Любой физический труд приносит пользу для развития личности. С этим согласны все участники круглого стола. И приучать к труду необходимо с раннего детства.
— Я в школе получила профессию токаря, — говорит директор лицея Татьяна Хударова. — И в жизни мне это очень пригодилось.
Конечно, старшее поколение перестаралось в своем стремлении отправить всех за корочками в вузы.
Поднять имидж рабочих профессий должны все заинтересованные стороны: государство, бизнес, общество, — считают участники круглого стола. И помочь может старшее поколение, воспитанное в идеологии уважения к рабочему классу. И в наши дни Человек труда должен быть в почете. Без него ведь некому будет починить электросеть, устранить неисправность на теплотрассе, проложить дороги и построить дома. Но в XXI веке рабочий должен разбираться в инновационных технологиях, а значит, много уметь и знать.
ТОП ПРОФЕССИЙ
— Автомеханик (автослесарь) занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомобиля с помощью диагностического оборудования и приборов.
— Монтажник осуществляет сборку и установку приборов, механизмов или конструкций. С развитием научно-технического прогресса в этой профессии появились новые профили.
— Оператор — совокупное определение профессии, которая включает в себя около 350 направлений. Среди специалистов — операторы связи, наземных средств управления беспилотными летательными аппаратами, линий производства, станков, и прочие.
— Сварщик занимается плавкой металлов с помощью электрической сварки. Этот специалист напрямую связан со строительством и ремонтом, а также машиностроением, так как сварка составляет основу всех конструкций и будущих построек.
— Сантехник занимается монтажом, эксплуатацией и ремонтом санитарно-технического оборудования, обеспечивая правильную работу систем отопления, водоснабжения и канализации.
— Швея отвечает за качественный пошив изделия. В ее обязанности входит пошив, отделка края и итоговая подгонка изделия. Такие мастера работают в ателье, мастерских, на фабриках и заводах.
— Слесарь трудится в области монтажа, демонтажа и ремонта конструкций, разбирается в древесине, пластике и других материалах, принимает участие в разработке различных видов техники.
— Электромонтер занимается эксплуатацией или ремонтом электрооборудования. Представители этой профессии регулярно проходят техническую переподготовку, связанную с постоянным совершенствованием электрооборудования.
— Радиомеханик отвечает за сборку, установку и починку бытовых приборов и радиотелевизионной аппаратуры. Такие специалисты трудятся в сервисных центрах компаний-производителей электроники.
— Газовщик занимается монтажом и обслуживанием газового оборудования на предприятиях, в жилых многоквартирных домах, на объектах социальной инфраструктуры.
ЦИФРЫ
60% выпускников 9-х классов поступили в этом году в колледжи.